Главная » 2015 » Март » 3 » Сценарий литературной гостиной для младших школьников
09:30 Сценарий литературной гостиной для младших школьников | |
Все мы живём по календарю. Наши далёкие предки держали календарь в памяти. Это был природный календарь земледельца. Деревенские ребята участвовали почти во всех праздниках и обрядах. У ребят был и свой игровой фольклор. Некоторые скороговорки, загадки, заклички живут и до сих пор. И сейчас дети гадают на ромашках, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небо». Целый мир яркого поэтического творчества открывают произведения детского фольклора. Вот об этом и пойдёт речь в нашей литературной гостиной. (Звучит запись музыкального произведения «Март» П.И.Чайковского) В природе весна. За один сезон мы встречаем её три раза. Каждая со своим характером, со своими особенностями, своим названием: весна Света, весна Воды и весна Зелени.Наш календарь начинается с марта. Почему же? Весна - начало обновления природы. Её первый месяц - март - раньше открывал новый год. Как называли этот месяц? (зимобор, протальник, ветронос, грачевник) 1 марта праздновали встречу весны: Реб. Ау, ау, аукаем, Весну приаукиваем. Март, март - Солнцу рад? Апрель, апрель - Откроет дверь. Май, май - Сколько хочешь гуляй! Или Лето, лето, вылазь из подклета, А ты, зима, иди туда - С сугробами высокими, С сосульками морозными. С санями, с подсанками! Дети окликали весну, забравшись повыше - на изгородь, на крыши сараев, погребов: Весна – красна! На чём пришла? На чём приехала? На жёрдочке, на бороночке, На овсяном колосочке, На пшеничном пирожочке. Или Весна пришла, три угодья принесла: Первое угодье – в лугах половодье; Другое угодье – солнце на подворье; Третье угодье - зелёное раздолье. (запись муз. Произведения П.И.Чайковского «Песнь жаворонка») Март – проба голосов птиц – зимовщиков. Вот и бегут дети к роще просят: Реб.Ты запой, запой, жавороночек, Ты запой свою песню, песню звонкую. Ты пропой-ка, пропой, пташка малая, Пташка малая, голосистая,- Да про ту ли про теплую сторонушку, Что про те ли про земли про заморские, Заморские земли, чужедальние, Где заря с зоренькой сходятся, Где красно солнышко не закатается, Где тепла во век не отбавляется. Ты запой-ка, запой, жавороночек, Жавороночек ты, весенний гость. Или Реб. Летел кулик из-за моря, Принёс кулик девять замков - Кулик, кулик замыкай зиму, Отпирай весну, тёплое лето! Сейчас и ворону влечёт на веснянки. Представьте себя такой вороной (пластический этюд) -Войдёт в раж серая, глаза закатит и клювом водит, кокетничает, невесть, что воображает про себя. Прощай зима! Правду в народе говорят: - Как зима не злится, всё равно весне покорится. - С крыш капает, а за нос цапает. - Вода с гор потекла – весну встречай. Солнце, снег, дождь вперемежку. Непостоянен обманщик апрель: на дню семь погод. Куда ни ступишь - везде вода. Отсюда и название апрелю. Какое? (снегогон, заиграй овражки, водолей) Говорят в народе - весна зиму поборола. Весело, в играх, хороводах проходили народные гулянья второй встречи весны. Покупали пташек и отпускали их на волю: Реб. Синички - сестрички, Тетки-чечетки, Краснозобыеснегирюшки, Щеглята-молодцы, Воры-воробьи! Вы по воле полетайте, Вы на поле поживите, К нам весну скорей ведите! (запись Н. Метнер «Вольный ветер») Апрель - месяц весеннего тепла. Расцвели первоцветы и первым появился подснежник. Легенда уверяет, что подснежник - снегурочкины слёзы. Реб.Подснежники Плакала Снегурочка, Зиму провожая. Шла за ней печальная, Всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, Трогая берёзы, Выросли подснежники - Снегурочкины слезы. Т. Белозеров А другая легендарассказывает следующее. Вот послушайте (ребёнок рассказывает легенду): Однажды сварливая старуха зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю весну, но смелый маленький подснежник, расправил свои нежные лепестки и попросил защиты у ясного Солнца. Солнце заметило маленький цветочек. Согрело землю жаркими лучами и открыло дорогу Весне. Не успели отцвести подснежники, как появился ландыш - чудо краса весеннего леса. Так его описывает А.Островский: Реб. Полна чудес могучая природа! Дары свои обильно рассыпая, Причудливо она играет: бросит В болотинке, в забытом уголке, Под кустиком, цветок весны жемчужный, Задумчиво склоненный ландыш брызнет На белизну его холодной пылью Серебряной росы … - и дышит цветик Неуловимым запахом весны. В старинном русском предании рассказывается о безнадёжной любви водяной царицы Волхвы к молодцу Садко (ребёнок рассказывает): Узнав, что Садко любит простую девушку Любаву, заплакала с горя гордая царица, горькие слёзы покатились из её синих, как море глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые колокольчики - символ верности и нежности, а печальная царевна навсегда ушла в своё подводное царство. Красивым золотым ковром зацвели одуванчики. Первые пчёлки вылетели из улей. Их встречали словами: Реб. Ты, пчелынька, пчелка ярая! Ты вылети за море, ты вынеси ключики, Ключики золотые, Ты замкни зимоньку, зимонькустуденую! Отомкни летечко, летечко теплое, Летечкотеплое, лето хлебородное (запись Н.А. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц») Вот и последняя картина весны - май. Время звонкое, певуче, что в полях куст, то щебет и свист. Как про май в народе говорят? (травник, травень, цветень) за деревней на самом высоком месте жгли костры, сжигали накопившийся за зиму хлам, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем». В эти дни начинали в полях сеять хлеб. Сеяли да приговаривали: Реб. Ай, овсень, овсень, овсень! Сеем рожь последний день. Свети, солнышко, нам с неба, Чтобы больше было хлеба; Чтоб детишкам для потехи В лесу выросли орехи; Чтоб снопы были толсты, Ткали изо льна холсты; Чтоб в копейку был горох, Урожай наш был неплох! У весны три долга, три завета: тьму зимнюю одолеть - март с нею справляется, снег согнать, землю разбудить - апрель поля парит, зелень привести достаётся маю - он лес наряжает, лето в гости ожидает. А ладят ли они между собой мы сейчас узнаем (инсценировка р. н. сказки «Март, апрель, май» в пересказе Г. Снегирёва). (действующие лица: март, апрель и май) Реб.Холодную зиму провожаем, Тёплую весну встречаем. Уезжает зима на возочке, Плывёт весна в челночке: С ливнями, с цветами, С песнями, с журавлями, С ржаным снопочком, С золотыми колосочком. Наша литературная гостиная закрывается, ждём вас снова у нас в гостях. Литературная гостиная. Путешествие по сказке А. Толстого «Грибы». Для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: Развивать познавательную активность дошкольников, их стремление к обобщению и сравнению. Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребёнка при работе в группах. Развивать творческие способности в речевой деятельности. Развивать коммуникативные навыки. Предварительная работа: Чтение сказки А.Толстого «Грибы», беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций к сказке. Форма организации: Участие в совместной деятельности, работа в малых группах, соревнование. Ход: Звучит грамзапись «Мы начинаем КВН». Приветствие команд: «Маслята»: - Скользкие ребята Мы грибы – маслята. Прячемся под пышный мох, Каждый из грибов не плох. «Опята»: - Дружные ребята Мы грибы – опята. Растем семьей на пенечке Полезные грибочки. Представим жюри. Наша игра будет проходить не совсем обычно. Посмотрите, перед нами большой круг, разделённый на сектора: красного, жёлтого, голубого, белого и серебряного цветов. Вы будете бросать кубик, если он попадёт на жёлтый сектор - вопросы будут лёгкими, если на красный - трудными. Если кубик окажется в голубом - вас ждёт игра, серебряный сектор - волшебный, а белый - сказочный. Вопросы жёлтого сектора. Как звали детей в сказке? (Иван да Косичка) Почему убежали из дома? Что делали дети в лесу? Назовите самый миленький гриб? Вопросы красного сектора. Назовите все грибы, которые встретились ребятам в лесу? Под какими деревьями росли грибы? Где больше всего было грибов? (на лугу) Чем закончилась сказка? Игры голубого сектора. Самомассаж подушечек пальцев. Вылезли на кочке - мизинец Белые грибочки - безымянный Грузди и свинушки – средний Рыжики, волнушки - указательный Даже маленький пенёк - большой Удивленья скрыть не смог - большой Выросли опята - указательный Скользкие маслята - средний Бледные поганки - безымянный Встали на полянке - мизинец Пальчиковая гимнастика 1, 2, 3, 4, 5 Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик - по дорожке, Этот пальчик - по тропинке, Этот пальчик - за грибами, Этот пальчик - за малиной, Этот пальчик - птиц увидел. Их вспугнул, но не обидел. Птицы с шумом улетели. Встряхивают кистями С ним играть не захотели. Сжимают и расжимают кулаки Физминутка Шёл король Боровик идут на месте Через лес напрямик. Он грозил кулаком грозят кулаком И стучал кулаком стучат кулаком Был король Боровик не в духе И его покусали мухи. Музыкально-ритмические упражнение «Если нравится тебе, то делай так» (дети выполняют движения в соответствии с текстом) Задания серебряного сектора А волшебство этого сектора заключается в том, что превратившись во что-либо надо рассказать, что этот предмет чувствует, что его окружает, что его волнует. Я предлагаю превратиться в грибы. (игрокам одевают шапочки Мухомора, Боровика, Груздя, Лисички) Сектор «Сюрприз» - Лукошко Игрокам команд предлагается придумать слова, образованные от слова лес (лесной, лесник, перелесок, лесок, лесничий). Задания сказочного сектора. - Что сделали грибы с Мухомором? Давайте придумаем другой вариант встречи грибов и Мухомора. Посоветуйтесь с игроками своей команды. А у нас конкурс капитанов. Им предстоит из большого количества грибов выбрать только съедобные и результат грибной охоты показать жюри, которое и оценит старания и знания капитанов. Вот и подошла к концу наша игра. Кто в ней победил? Слово предоставим нашему строгому жюри. Дети награждаются памятными значками «Знатоки». | |
|
Всего комментариев: 0 | |