Главная » 2015 » Март » 3 » Сценарий литературной гостиной для младших школьников
09:30
Сценарий литературной гостиной для младших школьников

Ход.

Все мы живём по календарю. Наши далёкие предки держали календарь в памяти. Это был природный календарь земледельца. Деревенские ребята участвовали почти во всех праздниках и обрядах. У ребят был и свой игровой фольклор. Некоторые скороговорки, загадки, заклички живут и до сих пор. И сейчас дети гадают на ромашках, просят улитку «высунуть рога», а божью коровку «улететь на небо». Целый мир яркого поэтического творчества открывают произведения детского фольклора. Вот об этом и пойдёт речь в нашей литературной гостиной.

(Звучит запись музыкального произведения «Март» П.И.Чайковского)

В природе весна. За один сезон мы встречаем её три раза. Каждая со своим характером, со своими особенностями, своим названием: весна Света, весна Воды и весна Зелени.Наш календарь начинается с марта. Почему же? Весна - начало обновления природы. Её первый месяц - март - раньше открывал новый год. Как называли этот месяц? (зимобор, протальник, ветронос, грачевник)

1 марта праздновали встречу весны:

Реб. Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем.

Март, март -

Солнцу рад?

Апрель, апрель -

Откроет дверь.

Май, май -

Сколько хочешь гуляй! Или

Лето, лето, вылазь из подклета,

А ты, зима, иди туда -

С сугробами высокими,

С сосульками морозными.

С санями, с подсанками!

Дети окликали весну, забравшись повыше - на изгородь, на крыши сараев, погребов:

Весна – красна!

На чём пришла?

На чём приехала?

На жёрдочке, на бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке. Или

Весна пришла, три угодья принесла:

Первое угодье – в лугах половодье;

Другое угодье – солнце на подворье;

Третье угодье - зелёное раздолье.

(запись муз. Произведения П.И.Чайковского «Песнь жаворонка»)

Март – проба голосов птиц – зимовщиков. Вот и бегут дети к роще просят:

Реб.Ты запой, запой, жавороночек,

Ты запой свою песню, песню звонкую.

Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,

Пташка малая, голосистая,-

Да про ту ли про теплую сторонушку,

Что про те ли про земли про заморские,

Заморские земли, чужедальние,

Где заря с зоренькой сходятся,

Где красно солнышко не закатается,

Где тепла во век не отбавляется.

Ты запой-ка, запой, жавороночек,

Жавороночек ты, весенний гость. Или

Реб. Летел кулик из-за моря,

Принёс кулик девять замков

- Кулик, кулик замыкай зиму,

Отпирай весну, тёплое лето!

Сейчас и ворону влечёт на веснянки. Представьте себя такой вороной (пластический этюд)

-Войдёт в раж серая, глаза закатит и клювом водит, кокетничает, невесть, что воображает про себя.

Прощай зима! Правду в народе говорят:

- Как зима не злится, всё равно весне покорится.

- С крыш капает, а за нос цапает.

- Вода с гор потекла – весну встречай.

Солнце, снег, дождь вперемежку. Непостоянен обманщик апрель: на дню семь погод. Куда ни ступишь - везде вода. Отсюда и название апрелю. Какое? (снегогон, заиграй овражки, водолей) Говорят в народе - весна зиму поборола. Весело, в играх, хороводах проходили народные гулянья второй встречи весны. Покупали пташек и отпускали их на волю:

Реб. Синички - сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобыеснегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на поле поживите,

К нам весну скорей ведите!

(запись Н. Метнер «Вольный ветер»)

Апрель - месяц весеннего тепла. Расцвели первоцветы и первым появился подснежник. Легенда уверяет, что подснежник - снегурочкины слёзы.

Реб.Подснежники

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники -

Снегурочкины слезы.

Т. Белозеров

А другая легендарассказывает следующее. Вот послушайте (ребёнок рассказывает легенду):

Однажды сварливая старуха зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю весну, но смелый маленький подснежник, расправил свои нежные лепестки и попросил защиты у ясного Солнца. Солнце заметило маленький цветочек. Согрело землю жаркими лучами и открыло дорогу Весне.

Не успели отцвести подснежники, как появился ландыш - чудо краса весеннего леса. Так его описывает А.Островский:

Реб. Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бросит

В болотинке, в забытом уголке,

Под кустиком, цветок весны жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш брызнет

На белизну его холодной пылью

Серебряной росы … - и дышит цветик

Неуловимым запахом весны.

В старинном русском предании рассказывается о безнадёжной любви водяной царицы Волхвы к молодцу Садко (ребёнок рассказывает):

Узнав, что Садко любит простую девушку Любаву, заплакала с горя гордая царица, горькие слёзы покатились из её синих, как море глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые колокольчики - символ верности и нежности, а печальная царевна навсегда ушла в своё подводное царство.

Красивым золотым ковром зацвели одуванчики. Первые пчёлки вылетели из улей. Их встречали словами:

Реб. Ты, пчелынька, пчелка ярая!

Ты вылети за море, ты вынеси ключики,

Ключики золотые,

Ты замкни зимоньку, зимонькустуденую!

Отомкни летечко, летечко теплое,

Летечкотеплое, лето хлебородное

(запись Н.А. Римский-Корсаков «Песни и пляски птиц»)

Вот и последняя картина весны - май. Время звонкое, певуче, что в полях куст, то щебет и свист. Как про май в народе говорят? (травник, травень, цветень) за деревней на самом высоком месте жгли костры, сжигали накопившийся за зиму хлам, кричали: «Лето встречаем, зиму провожаем». В эти дни начинали в полях сеять хлеб. Сеяли да приговаривали:

Реб. Ай, овсень, овсень, овсень!

Сеем рожь последний день.

Свети, солнышко, нам с неба,

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи;

Чтоб снопы были толсты,

Ткали изо льна холсты;

Чтоб в копейку был горох,

Урожай наш был неплох!

У весны три долга, три завета: тьму зимнюю одолеть - март с нею справляется, снег согнать, землю разбудить - апрель поля парит, зелень привести достаётся маю - он лес наряжает, лето в гости ожидает. А ладят ли они между собой мы сейчас узнаем (инсценировка р. н. сказки «Март, апрель, май» в пересказе Г. Снегирёва). (действующие лица: март, апрель и май)

Реб.Холодную зиму провожаем,

Тёплую весну встречаем.

Уезжает зима на возочке,

Плывёт весна в челночке:

С ливнями, с цветами,

С песнями, с журавлями,

С ржаным снопочком,

С золотыми колосочком.

Наша литературная гостиная закрывается, ждём вас снова у нас в гостях.

Литературная гостиная.

Путешествие по сказке А. Толстого «Грибы».

Для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Развивать познавательную активность дошкольников, их стремление к обобщению и сравнению.
Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребёнка при работе в группах.
Развивать творческие способности в речевой деятельности.
Развивать коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

Чтение сказки А.Толстого «Грибы», беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций к сказке.

Форма организации:

Участие в совместной деятельности, работа в малых группах, соревнование.

Ход:

Звучит грамзапись «Мы начинаем КВН».

Приветствие команд:

«Маслята»:

- Скользкие ребята

Мы грибы – маслята.

Прячемся под пышный мох,

Каждый из грибов не плох.

«Опята»:

- Дружные ребята

Мы грибы – опята.

Растем семьей на пенечке

Полезные грибочки.

Представим жюри.

Наша игра будет проходить не совсем обычно. Посмотрите, перед нами большой круг, разделённый на сектора: красного, жёлтого, голубого, белого и серебряного цветов. Вы будете бросать кубик, если он попадёт на жёлтый сектор - вопросы будут лёгкими, если на красный - трудными. Если кубик окажется в голубом - вас ждёт игра, серебряный сектор - волшебный, а белый - сказочный.

Вопросы жёлтого сектора.

Как звали детей в сказке? (Иван да Косичка)
Почему убежали из дома?
Что делали дети в лесу?
Назовите самый миленький гриб?

Вопросы красного сектора.

Назовите все грибы, которые встретились ребятам в лесу?
Под какими деревьями росли грибы?
Где больше всего было грибов? (на лугу)
Чем закончилась сказка?

Игры голубого сектора.

Самомассаж подушечек пальцев.

Вылезли на кочке - мизинец

Белые грибочки - безымянный

Грузди и свинушки – средний

Рыжики, волнушки - указательный

Даже маленький пенёк - большой

Удивленья скрыть не смог - большой

Выросли опята - указательный

Скользкие маслята - средний

Бледные поганки - безымянный

Встали на полянке - мизинец

Пальчиковая гимнастика

1, 2, 3, 4, 5

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик - по дорожке,

Этот пальчик - по тропинке,

Этот пальчик - за грибами,

Этот пальчик - за малиной,

Этот пальчик - птиц увидел.

Их вспугнул, но не обидел.

Птицы с шумом улетели. Встряхивают кистями

С ним играть не захотели. Сжимают и расжимают кулаки

Физминутка

Шёл король Боровик идут на месте

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком грозят кулаком

И стучал кулаком стучат кулаком

Был король Боровик не в духе

И его покусали мухи.

Музыкально-ритмические упражнение

«Если нравится тебе, то делай так»

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Задания серебряного сектора

А волшебство этого сектора заключается в том, что превратившись во что-либо надо рассказать, что этот предмет чувствует, что его окружает, что его волнует. Я предлагаю превратиться в грибы.

(игрокам одевают шапочки Мухомора, Боровика, Груздя, Лисички)

Сектор «Сюрприз» - Лукошко

Игрокам команд предлагается придумать слова, образованные от слова лес (лесной, лесник, перелесок, лесок, лесничий).

Задания сказочного сектора.

- Что сделали грибы с Мухомором? Давайте придумаем другой вариант встречи грибов и Мухомора.

Посоветуйтесь с игроками своей команды. А у нас конкурс капитанов.

Им предстоит из большого количества грибов выбрать только съедобные и результат грибной охоты показать жюри, которое и оценит старания и знания капитанов.

Вот и подошла к концу наша игра. Кто в ней победил? Слово предоставим нашему строгому жюри.

Дети награждаются памятными значками «Знатоки».
Категория: Литературные | Просмотров: 650 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar