Главная » 2015 » Март » 3 » Сценарий литературной гостиной в детском саду
09:31
Сценарий литературной гостиной в детском саду

Ход урока

Классная комната, полумрак, горят свечи, на доске портреты А.Кольцова, И. С.Никитина., А.П.Платонова, И.А. Бунина, Г.Н. Троепольского, С.Я. Маршака.

1. Вступительное слово

У нас сегодня необычный урок – литературная гостиная. Мы этот час посвящаем поэзии Алексея Кольцова и Ивана Саввича Никитина, И.А Бунина, А.П. Платонова, С.Я Маршака, имена которых известны далеко за пределами края. «Певцы земли воронежской», – так называли их.

Заочная экскурсия по воронежским улицам, связанным с именем Кольцова.

Имя Алексея Васильевича Кольцова представлено в названиях улиц, переулков, скверов различных населённых пунктов Воронежской области: Анне и Новохопёрске, Лисках и Семилуках, Бутурлиновке и Калаче, Острогожске и. Павловске, Поворино и Россоши, Борисоглебске и Воронеже.
В Воронеже имя поэта увековечено в названиях: Кольцовский сквер (1868), театр драмы имени А. В. Кольцова (1959), Кольцовская улица (1892), Муниципальная общеобразовательная языковая гимназия имени А. В. Кольцова (1991), Воронежская городская библиотека № 2 имени А. В. Кольцова (2009). В 1983 г. был создан народный коллектив «Кольцовский край». С 2002 года издаётся литературно-художественный и публицистический журнал «Кольцовский сквер», удостоенный национальной премии в честь 300-летия российской прессы в номинации «Преемственность традиций».

Преподаватель. Алексей Васильевич Кольцов родился в Воронеже в 1809 году. Отец его, воронежский мещанин. Он брал в аренду луга, скупал скот. Гурты скота гонялись за сотни верст от Воронежа, доходили до самой Москвы и продавались мясным торговцам. Обстановка в доме Кольцовых была некрасивой: мужицкая грубость соединялась с мещанской спесью, ломаньем и кривляньем. В 11 лет будущего поэта уже начали приучать к делу. Таким делом в семье считалась торговля. Из второго класса уездного училища отец забрал Алешу, несмотря на способности мальчика к учению. Отец решил, что для торговых дел сын обучен, а большего ему не надо. Школой для Алексей стала сама жизнь.

А жизнь Алексей увела в степь, где паслись стада. Он полюбил ее зеленый простор, безмятежную ширь и раздолье. Синее небо и яркие звезды. Хорошо было в степи! Зеленый океан трав мягко стелется вокруг. Словно волны серебрится на солнце высокий ковыль.

Чтец. Стихотворение «Ах ты, степь моя, степь привольная…»

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко, ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!
В гости я к тебе
Не один пришел:
Я пришел сам-друг
С косой вострою;
Мне давно гулять
По траве степной
Вдоль и поперек
С ней хотелося…

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошенная;
Поклонись, цветы,
Головой земле!

Преподаватель.Детские годы рано перестали увлекать Алешу. От веселых криков детворы, шума он уходил в сторону с книгой в руках. Книгу он брал с собой и в степь. Чувствовал юноша, что внутри его что-то кипит и горит, какие-то неясные звуки дрожат в сердце и замолкают. Непонятная сила заставляет его учиться слагать стихотворения. Позднее он понял, что эта сила зовется признанием.

На заре туманной юности
Всей душой любил я милую:
Был у ней в глазах небесный свет,
На лице горел любви огонь.
Что пред ней ты, утро майское,
Ты, дубрава-мать зеленая,
Степь-трава-парча шелковая,
Заря-вечер, ночь-волшебница.

Алексей полюбил красивую и умную девушку Дуняшу. Она была крепостной. Родители решили, что она ему не пара, и отослал отец сына по торговым делам подальше от любимой. Горьким было прощание молодых людей. Чувствовала бедная девушка, что не увидит больше своего любимого.

Уехал Алексей, а отец в тот же день продал Дуняшу с матерью, увезли их далеко в задонскую степь. Когда вернулся Алеша, первым делом побежал к любимой. Двери избенки открыты, в комнате гулял ветер. Всех он спрашивал, куда делась невеста. Отец избегал встреч с сыном, мать в ответ только плакала. Все остальные молчали. Горе придавило Кольцова. Болезнь надолго уложила в постель. Едва оправившись, еще слабый после болезни, бросился юноша в степь искать девушку. Однажды на перекрестке дорог его привлекла внимание одинокая могила. У этой могилы он написал стихотворение.

Чтец. Стихотворение «Могила»

Чья это могила
Тиха, одинока?
И крест тростниковый,
И насыпь свежа?
И чистое поле
Кругом без дорог?
Чья жизнь отжилася?
Чей кончился путь?
Татарин ли дикий
Свершил здесь убийство
В ночной темноте
И свежею кровью,

Горячею брызнул
На русскую быль?
Или молодая
Жница-поселянка,
Ангела-младенца
На руках лелея,
Оплакала горько
Кончину его?
И под ясным небом
В поле, на просторе,
В цветах васильковых,
Положен дитя.
Веет над могилой,
Веет буйный ветер,
Катит через ниву,
Мимо той могилы,
Сухую былинку,
Перекати-поле.
Будит вольный ветер,

Будит, не пробудит
Дикую пустыню,
Тихий сон могилы!..

ПреподавательИ не знал Кольцов, что это могила той, которую он не мог забыть всю жизнь. Алексей Васильевич нашел успокоение в поездках по степи и в поэзии. Он был близок с простым народом, он знал его горькую жизнь и сочувствовал ему. Центральным образом творчества Кольцова были образы крестьян-бедняков.Поэта бесконечно угнетало мещанско-купеческое окружение. В письме к Белинскому он пишет: «Тесен мой круг, грязен мой мир, горько мне жить в нем». Друзья советуют ему переехать в Петербург, но в это время он тяжело заболел. 29 октября 1842 года на 34 году жизни умер народный поэт. В 1868 г. В Воронеже поставили памятник поэту, но лучшим памятником Алексею Васильевичу, конечно, являются его стихи.

Чтение стихов Кольцова.

Когда Кольцов умер, девятнадцатилетний Иван Никитин только входил в жизнь. Он родился 21 сентября 1824 года на окраине Воронежа, в маленьком домике над рекой, в семье небогатого торговца Отец мечтал, что сын станет ученым лекарем, но этой мечте не суждено было сбыться. Его отец владел свечным заводом. Завод был маленький. Изготовлением свечей занимался отец с двумя рабочими. Он часто посылал сына с лотком на груди продавать свечи на базаре. А свободное время он отдавал чтению, начал писать стихи: "Найдя свободную минуту, я уходил в какой - нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца. Все написанное я скрывал, как преступление, от всякого постороннего лица и с рассветом сжигал строки, над которыми я плакал во время бессонной ночи. С летами любовь к поэзии росла в моей груди, но вместе с нею росло и сомнение: есть ли во мне хоть искра дарования"

Мать поэта не выдержала семейного деспотизма и пьяных выходок мужа. Она умерла, когда сын еще не вышел из отроческого возраста. Позже Иван Саввич вспоминал:

Чтец.

Я помню ночь: перед моей кроваткой,
Сжав руки, с мукою в чертах,
Вся бледная, освещена лампадкой,
Молилась мать моя в слезах.
Я был в жару. А за стеною пели.
Шел пир семейный как всегда.
Испуганный, я вздрагивал в постели.

В 1844 году отец лишился своего завода. Вслед эа этим продали дом и купили на окраине города, на Кировской улице ( ныне Никитинской) захудалый постоялый двор.

Заочная экскурсия по музею Никитина, Никитинской площади. Первым в печати появилось стихотворение «Русь».

Его появление совпало с Крымской войной 1853 года. В патриотических строчках прозвучало сознание силы, призыв к мужеству.

Поэт все годы провел в Воронеже, маленьком провинциальном городке, он хорошо знал быт городских низов и понимал, что темнота страшнее бедности.
В 1859 году с помощью друзей Ивану Савичу удалось открыть в Воронеже книжную лавку. Для тех, кто не мог покупать книги, была устроена библиотека. Кроме того, здесь можно было побеседовать о литературе, послушать стихи хозяина - поэта.
Главная тема стихов И.С. Никитина - родная природа. Композиторы написали на его слова свыше шестидесяти песен и романсов. Многие стихотворения Никитина вошли в песенный народный репертуар.
Стихи Никитина удивительно искренни и реалистичны. Он писал о крепостнической России, о том, как страшно жить в мире, "где мысль убита и рот зажат". Он знал тяготы и беды своих героев - крепостного крестьянина, городского ремесленника, дворового, пряхи, швеи... Поэт не просто сочувствовал человеку, он страдал его страданием и писал словно от имени этого страдания. Поэтому его стихи волнуют и проникают в душу.

Стихи Никитина.

Платонов А.П.

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов; 28 августа 1899, Воронеж — 5 января 1951, Москва) — русский советский писатель, прозаик, один из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины XX века.
Андрей Платонович Климентов родился 28 августа 1899 года в Воронеже, в семье железнодорожного слесаря Платона Фирсовича Климентова (1870—1952). Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. В возрасте 15 лет (по некоторым данным, уже в 13 лет) начал работать, чтобы поддержать семью.
Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года он публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя). В 1924 году он оканчивает политехникум и начинает работать мелиоратором и электротехником.
Во время Великой Отечественной войны военные рассказы Платонова появляются в печати. Существует мнение, что это было сделано с личного разрешения Сталина.
В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова — «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 года подвергся нападкам и был обвинён в клевете. После этого возможность печатать свои произведения была для Платонова закрыта. В конце 1940-х годов, лишенный возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах. Мировоззрение Платонова эволюционировало от веры в переустройство социализма к ироничному изображению будущего.
Платонов умер от туберкулёза, которым заразился, ухаживая за сыном, 5 января 1951 в Москве, похоронен на Армянском кладбище. Имя писателя носит улица в Воронеже, установлен памятник.

Бунин И.А.

Черноземная срединно-русская земля – отчий край Ивана Бунина, великого писателя, первого русского нобелевского лауреата, «последнего из русских классиков», по определению Александра Твардовского. Когда читаешь бунинские строки и словно видишь весь Черноземный наш край,, летние поля и перелески, затравелые проселки, море цветов и колосьев. В Воронеже Бунин родился, в орловско-липецком подстепье вырастал: в Бутырках и Озерках прошли его детство и годы ранней юности. В Елецкой гимназии писатель учился, в Каменку-Бунино, Воргол, Огневку наезжал к родственникам. Начало его творческой, журналисткой деятельности- работа в редакции газеты «Орловский вестник», впервые изданный классический перевод «Песни о Гайавате». В недалеком от Ельца селе Васильевское-Глотово проводил летние месяцы в усадьбе родственников и плодотворно работал вплоть до 1917 года.
Не однажды пытался разглядеть он самый ранний мир – Воронеж, где родился в осеннем месяце октябре, плодоносном для воронежской культуры: осенью здесь родились также и Кольцов, и Никитин.
Именно в Воронеже – первые услышанные будущим писателем домашние звуки и шорохи, шумы улиц, гул близкой от дома железной дороги, первые краски, первые им произнесенные слова. И первый окоем – воронежский: с высокого приусадебного уреза открывалось в пестрых домашних и зеленых садах прибрежья – Терновая Поляна, Чернавский мост, Дивичий и Акатов монастыри с их колокольнями и звонами, а дальше – река Воронеж, пойменный луг, заречные слободы, а еще дальше – уходящая за горизонтом степь.
В городе Воронеже прошли четыре года его младенчества. Вспомнить из них некий полный день он, взрослый, не мог, хотя не однажды являлось желание «хоть что-нибудь найти в пустоте памяти о том времени». Тем ценнее крохотная деталь, сохраненная начальной памятью: в дверях гостиной, из-за портьеры он тайком разглядывал мать, самую красивую на земле женщину, и в кресле - блистательного, с эполетами и орденами военного – своего крестного отца.
Дом Буниных – одноэтажный, с флигельными крыльями – стоял в начале Большой Дворянской – главной улицы города. Второй этаж был «поднят» уже после отъезда семьи Буниных. Таким – двухэтажным, кирпично-деревянным – видят его нынешние воронежцы и приезжие почитатели.
Стихи писал с детства, а первая публикация состоялась в 1887 году: Выросший на деревенском подворье и в поле, среди разорившихся мелкопоместных дворян и вконец обнищавших мужиков, Бунин знал деревенскую жизнь не понаслышке и не по книге, и именно она осознавалась им как основа духовного о государственного бытия.
На родине Бунина – в Воронеже, как и в Ельце, и в Орле – воздвигнуты памятники великому земляку. Известный художник русского зарубежья Петр Нилус, близкий друг Бунина по парижскому периоду, завещал и передал всю коллекцию своих картин будущему музею Ивана Алексеевича Бунина в Воронеже.
В Воронеже в семидесятых годах 20 века в книжной серии «Отчий край» был издан сборник бунинских произведений. Настала пора на родине Бунина – прозаика, поэта, переводчика, мемуариста – подготовить полное собрание сочинений, да и иное «бунинское», документальные о нем страницы, литературные маршруты о нем и карты, путеводители, библиографические указатели.



Мечты любви моей весенней,
Мечты на утре дней моих,
Толпились как стада оленей
У заповедных вод речных
Малейший звук в зеленой чаще –
И вся их чуткая краса,
Весь сонм, блаженный и дрожащий,
Уж мчался молнией в леса!

Маршак С.Я.

Самуил Маршак родился 22 октября 1887 года в Воронеже в семье мастера мыловаренного завода. Его раннее детство прошло на Чижовке – в то время это была воронежская слобода. Детское впечатление остаются на всю жизнь и выстраивают ее на свой, особый лад – для постороннего глаза это обычно необъяснимо. В стихотворении из лирического цикла «Память детства» много позже Маршак о ребенке, лежащей в старой тачке, его волос бережно касается отцовская рука – а в небе горит звезда.
Самуи Яковлевич написал много детский стихотворений и пьес-сказок, среди которых знаменитые «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Мистер Твистер», «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и многие другие. Заслуженной популярностью пользуются его блестящие переводы из английской и шотландской народной поэзии, стихотворения Р. Бернса, В. Блейка, сонеты В. Шекспира.

Троепольский Г.Н.

Троепольский Гавриил Николаевич ( 16(29).11.1905 ), родился в с. Новоспасовка, ныне Грибановского р-на Воронежской обл. Русский советский писатель. Работал сельским учителем, агрономом. Печатается с 1937, систематически с 1953. В цикле сатирических рассказов "Из записок агронома" (1953; сценарий фильма "Земля и люди", 1955) выступил одним из зачинателей нового подхода к изображению сельской жизни, отмеченного правдивостью, проблемностью. Опубликовал также сатирическую повесть "Кандидат наук" (1958), роман "Чернозём" (кн. 1-2, 1958 - 1961) о советской деревне 1920-х гг., публицистический очерк "О реках, почвах и прочем" (1965), пьесу "Постояльцы" (1971) и др. Новые грани таланта Троепольского раскрылись в лирической повести "В камышах" (1963) и повести "Белый Бим чёрное ухо" (1971; Государственная премия СССР, 1975), поднимающей сложные нравственные проблемы.

В Воронеже на площади перед Театром кукол установлено скульптурное изображение Белого Бима (1998). Произведения Троепольского переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Награждён орденом Трудового Красного Знамени. На доме 8 по улице Чайковского. Где жил прозаик, публицист, драматург, Член Союза СССР, лауреат Государственный премии, международных литературных премий, почтенный гражданин города Воронежа Гаврил Николаевич Троепольский, установлена мемориальная доска. В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке

Произведения поэтов и писателей Воронежской земли пользуются огромной любовью. Верно сказано об этих поэтах:

Кто при жизни всегда был с народом,
Тех и смерть не разлучит с ним.

И.С. Никитин

Медленно движется время, –
Веруй, надейся и жди…
Зрей, наше юное племя!
Путь твой широк впереди.
Молнии нас осветили,
Мы на распутье стоим…
Мёртвые в мире почили,
Дело настало живым

Рыхлая почва готова,
Сейте, покуда весна:
Доброго дела и слова
Не пропадут семена.
Где мы и как их добыли –
Внукам отчёт отдадим…
Мёртвые в мире почили,
Дело настало живым.
Категория: Литературные | Просмотров: 623 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar