Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий недели русского языка в начальных классах
17:50 Сценарий недели русского языка в начальных классах | |
Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Звучит музыка: ФОН-1 На экране: «Неделя русского языка» Ведущий: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Русский язык изучают во многих странах, потому что он очень мелодичен. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет». Ведущий: Сколько разных слов в русском языке! В устной речи слова, как вы знаете, складываются из….звуков, которые на письме передаются особыми знаками….. Черные, кривые, Встанут в ряд- Заговорят. Кто такие?........(Буквы) Ведущий: А вот ещё одна загадка. На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей!.....(Алфавит) Ведущий: Почему в загадке говорится о 33 богатырях? Потому что в алфавите 33 буквы. Ведущий: Все знают: урок русского языка – дело серьёзное. Как огорчаются многие из вас, когда допускают ошибки при написании слов! Звучит музыка: «От улыбки…»(25 сек.) Некоторые ребята, пишут: «Увидишь ошибку - прими за улыбку!». Вам смешно, но учителю совсем не до шуток! Звучит музыка: Фон-2 Ведущий: Однако оказывается, что и в русском языке есть повод для шуток. Ведь не зря придумана пословица: «Веселье – делу не помеха». В русском языке есть шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов. Называется она каламбуром, что с французского переводится - игра слов. Не звучит музыка. Ведущий: Игры со словами могут быть разными. Например, можно отыскать такие слова, в которых, если отнять по одной букве с начала или конца, всё же сохраняется смысл. Такая известная игра есть со словом «ПОБЕДА». -В какой гостинице вы жили? - «Победа». -Чего вы ждали? -Обеда. -Что случилось? -Беда. -Что пропало? -Еда. -Вы кричали? -Да! -Что? -А! В каламбуре играют слова, которые одинаково звучат и даже пишутся. Звучит музыка: ФОН-1 Ведущий: В русском языке, очень много слов, похожих как две капли воды. Они пишутся одинаково, но произносятся, по-разному, потому что ударение в таких словах падает на разные слоги, а слова такие называются омонимами. Звучит музыка: ФОН-3 На экране: ЗАМОК-ЗАМОК В дом войти никто не мог – На двери висел замок. Я песок руками рою, Королевский замок строю. На экране: ГВОЗДИКИ-ГВОЗДИКИ Из стенки гвоздики торчат, Повешу - ка на них плакат. А на день рожденье Вики В подарок я несу гвоздики. На экране: БЕЛКИ-БЕЛКИ Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам. Ты печенье испеки, Взбей яичные белки. На экране: МУКА-МУКА Со мною просто мука, Такая я копуха. Хоть на полу уже мука, Не испекла я пирога. На экране: ЗАСЫПАТЬ-ЗАСЫПАТЬ Малыш мой начал засыпать, И перестал к нам приставать. Засыпать вермишель в кастрюлю И вкусный суп уже сварю я. На экране: НЕСУ РАЗНЫЕ - НЕСУ РАЗНЫЕ ЕМУ ЖЕ НАДО БУДЕТ – ЕМУ ЖЕНА ДОБУДЕТ ТА МАРКА – ТАМ АРКА - ТАМАРКА А сейчас посмотрите сценку: «НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ». Музыка не звучит. Ведущий: Эта сценка – яркий пример каламбура, в котором были использованы несколько сходно звучащих слов. - Здравствуй! -Привет! -Что ты несёшь? -Несу разные вещи. -Несуразные? Почему они несуразны-то? -Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел… -Что не сумел? -Отстань! -Да ведь ты говоришь: «Не сумел». Что не сумел-то? -Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. -Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несёшь? -Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал «Ему же надо будет», понадобится, значит. -Вот оно что… - А ещё у меня есть новость для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. - Тамарка? - Ага. -И ничего, симпатичная? -Красивая, зелёная такая. -То есть как? -Зелёного цвета. - Постой, постой… это что же: у неё волосы что ли зелёные? - У кого волосы? -Да у Тамарки-то. - Что-о?! -Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка»… - Та! Марка! Марка! Понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая... Там арка нарисована. -Ага, всё-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил. -Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, мне некогда! -Пока. Смотри не растеряй свои несуразные вещи. -А ну тебя… -Да! Стой, стой! -Ну что ещё? -Передавай привет. -Кому? -Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене… Звучит музыка: Фон-2 Ведущий: Интересно, когда и как возникло само слово – каламбур. Есть несколько версий его происхождения. Расскажу вам самую занятную. В 19 в. Во Франции, в Париже, жил немец – граф Калемберг ( по- французски – Каламбур). Он так плохо знал французский язык, так коверкал слова, что становился причиной веселья окружающих. Его слова и фразы люди повторяли, передавали друг другу. Составлять такие рифмы стало модой и развлечением. Ведущий: Это одна из версий происхождения слова. А как было на самом деле, мы точно не знаем. В русском языке есть каламбуры, которые нас всегда веселят и развлекают. В каламбурах используется звуковое сходство различных слов. Это звуковое сходство слов и словосочетаний обыгрывается и в скороговорках. Например, «Осип охрип, а Архип осип». Ведущий: Каламбур – специальная шутка. Некоторые из вас смеются, когда в смешные ситуации попадают ребята, не знающие правил. Вот в этом случае получается «и смех и грех». Ведущий: Сейчас вы услышите рассказ двух учеников о том, как они ходили в кино. Эти ребята забыли, что такие существительные, как : радио, шоссе, такси, кафе, кино, пальто, купе, кашне, бюро, кенгуру и другие не склоняются, то есть не при каких обстоятельствах их нельзя изменять. Звучит музыка: РЭП Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Вот сидим мы с ним в кине Без пальта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашны и без пальты. Любит кины детвора, Если в кинах кенгура Ходит-бродит по шоссу, Носит в сумке шимпанзу. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян Стал играть на фортепьян, Тут и взрослый, сняв пенсню, Хохотал на всю киню. Интересное кино, Жаль, что кончилось оно. В гардероб пора бежать: Будут польта выдавать. Звучит музыка: Фон-2 Ведущий: Вот, что получается, если не знать или не уметь применять правила русского языка. Это как раз тот случай, когда ошибка считается не улыбкой, а обыкновенной неграмотностью. Ведущий: Помните: приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, разнообразна, а каждое слово употреблено правильно, к месту и ко времени. Звучит музыка: Выход магистра. Звучит музыка: Фон Магистра. М.Р.ЯЗ.: Слышал, слышал, о чём вы тут разговаривали! Очень приятно, что в наш компьютерный век, есть ещё дети, которые с большим удовольствием хотят разобраться в тайнах русского языка и применить его в жизни. А вы знаете, что очень скоро русский язык станет одним из международных языков? Его будут изучать на всех континентах земли! На нём будут разговаривать многие люди! И как важно, что бы мы, люди, живущие в России, знали, любили свой родной язык, который очень скоро полюбят и другие народы. И сейчас, я хочу представить вам своих самых верных и близких друзей… Звучит музыка: Приходи сказка (20сек.) Сценка : «ГЛАГОЛ И ЕГО ДРУЗЬЯ» М. Р.ЯЗ. : Жил был глагол Звучит музыка: Фон-Сказка. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Шёл, шёл, видит – сидит существительное на камушке и плачет. - Что ты так пригорюнилось? -Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю! Никакой пользы не приношу! - Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде. М. Р.ЯЗ. :Шли-шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое. - Что ты кручинишься, Прилагательное? И почему одиноко сидишь тут? - Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне! Так хочется поработать, да не знаю где! - Пойдём с нами счастья искать. М. Р.ЯЗ. : Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе ГРАММАТИКА. Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они же приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле! Звучит музыка: Фон Магистра. М. Р.ЯЗ.: Вот и подошла к концу наша сегодняшняя встреча, но мои друзья будут находиться с вами всю неделю, они будут вашими верными помощниками. Сейчас они разнесут по классам интересные задания, и я сразу увижу, что вы – истинные ценители русского языка! Звучит музыка: Вручение конвертов. И на международном симпозиуме, где собираются представители разных культур, мне не стыдно будет сказать, что именно в школе №996 находятся истинные почитатели и любители русского языка! За сим откланиваюсь вам друзья! Желаю удачи! … Звучит музыка: «Учат в школе», «Гимн учителей». | |
|
Всего комментариев: 0 | |