Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Ахматовой
13:28 Сценарий посвященный творчеству Ахматовой | |
Цель вечера:продолжить знакомство с жизнью и ранним периодом творчества А.А.Ахматовой; проникнуть в поэтический мир юной Ахматовой и осознать ее пророческий дар, предощущение будущей трагедии. Задачи: вспомнить лирические произведения Ахматовой, факты биографии. Оборудование:мультимедийная установка, репродукции портретов А.А.Ахматовой работы Альтмана, Петрова – Водкина, Модильяни и др.; музыка Бетховена, Шопена, Шостаковича, Прокофьева. Ход вечера Зал поделен на несколько зон: 1– исследователи жизни Ахматовой. 2– чтецы, исполнители 3 – гости- зрители. 1-я ведущая. От странной лирики, где каждый шаг- секрет, Где пропасти налево и направо. Где под ногой, как лист увядший, слава, По – видимому, мне спасенья нет. Кралин, исследователь жизни Ахматовой. «Если обратить внимание на хронологию судьбы поэта, получается трёхчастная композиция, состоящая из «блистательного пролога»(1912 – 1922), глубоко трагической центральной части( собственно Судьбы,(1923- 1955) и не менее блистательного эпилога, «победы моей над судьбой». Эпилог охватывает последнее десятилетие ее жизни(1956 – 1966)». Ведущая. Сегодня мы расскажем о первом из них. А.Ахматова 1. Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой…Мой отец был в то время отставной инженер – механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет… Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занимается со старшими детьми, я тоже научилась говорить по – французски. Первое стихотворение я написала , когда мне было 11 лет. Ахматова 2. Училась я в Царскосельской женской гимназии. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году. Ахматова 1. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Ахматова 2. В 1910 г. Я вышла замуж за Н. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж. Ахматова 1. Переехав в Петербург, я училась на Высших историко – литературных курсах Раева… Ахматова 2. В 1910 г. Обнаружился кризис символизма. «Я не плачу, я не жалуюсь, мне счастливой не бывать…» Вместе с моими товарищами по Первому Цеху поэтов – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я сделалась акмеисткой. Ахматова 1. Весну 1911 г. Я провела в Париже. В 1912 г. Проехала по Северной Италии. Ахматова 2. Первого сентября 1912 г. родился мой единственный сын Лев. 1 –й ведущий. Уже простое перечисление событий ее тогдашней жизни показывает, насколько активны и насыщенны были ее дни, какие незаурядные люди ее окружали. 2-й ведущий. А.Ахматова знакомится в Париже с художником Модильяни, в Петербурге – с поэтами В. Ивановым, Ф.Сологубом, Г.Чулковым, О.Мандельштамом, А.Блоком, С.Есениным и Н.Клюевым. Читает свои стихи на «Башне» Вяч.Иванова, в «Бродячей собаке», на Бестужевских курсах. 1 –й ведущий. Ее муж, Н.Гумилев, с 14 года добровольцем вступил в лейб – гвардии Уланский полк. За храбрость дважды награждён Георгиевским крестом. 2 –й ведущий. Сын Лев в это время жил в Бежецке с бабушкой, А.Гумилевой, и теткой, А.Сверчковой. 1 –й ведущий. В 1918 г. А.Ахматова разводится с Н.Гумилевым. 2 –й ведущий. В 1921 г Н.Гумилев был арестован и расстрелян. К.И. Чуковский(исследователь). Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 г. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15 – ти летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н.Гумилева. То были годы е первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло 2 -3 года, и в ее глазах, и в осанке наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно, величавость: «царственная, монументально важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии». (На фоне музыки демонстрируются фотографии А.Ахматовой) Кралин.(исследователь творчества). К этому моменту Н.Гумилев был уже автором трёх книг и считался мэтром в поэтических кругах. Из 200 ахматовских стихотворений он помог ей отобрать 46 для издания. Они и вошли в первый поэтический сборник . А.Ахматова в автобиографии писала: А.Ахматова 1. «В 1912 вышел мой первый сборник стихов- «Вечер». Напечатано всего было 300 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно… В марте 1914 г вышла вторая книга – «Чётки». Вторая книга за три года выходила трижды(тиражом по 1000 экземпляров: в 1914, 1915, 1916 г). Жирмунский(русский филолог, исследователь). Отзывы печати, более десяти за 1912- 1913 гг, в том числе В.Брюсова, С.Городецкого, Г.Чулкова, имели почти все очень сочувственный характер, хотя были окрашены развернувшимися спорами о новой поэтической школе «акмеистов»и разговорами о «женской»лирике и еще не предвидели того большого места, которое предстояло занять А.Ахматовой в русской поэзии. Сама Ахматова, в особенности в поздние годы, относилась критически к своим ранним стихам.В полушутливой форме она писала о книге «Вечер» . А.Ахматова 2. «Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются в тринадцатый раз… Появились они и на некоторых иностранных языках. Сама девочкане предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны: «чтобы не расстраиваться». 1-й ведущий. Общеизвестно отношение поэтессы к своим стихам из первых сборников. Позднее Ахматова даже отказывалась читать на поэтических вечерах некоторые из них. Кралин (исследователь). Необыкновенный успех сборника «Четки» определил место Ахматовой в первых рядах русской поэзии того времени. В первом издании основная часть «Четок» содержала 52 стихотворения. За эти первые 10 лет ею было выпущено 5 поэтических книг.Почти все это 10-летие Ахматова окружена толпой поклонников, о ней слагают стихи А. Блок и О.Мандельштам, ее портреты пишут Наталья Альтман и Петров–Водкин, Анненков и Модильяни. Романсы на ее стихи создают Сергей Прокофьев и Артур Лурье. 2-я ведущий. Давайте и мы сегодня, как бы перелистывая страницы альбома , послушаем неповторимый ахматовский голос. 1-й чтец. Читая «Гамлета». 1. У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь Или замуж за дурака…» Принцы только такое всегда говорят, Или замуж за дурака…» Принцы только такое всегда говорят, Ноя эту запомнила речь,- Пусть струится она сто веков подряд Горностаевой мантией с плеч. 2. И как будто по ошибке Я сказал: «Ты…» Озарила тень улыбки Милые черты. От подобных оговорок Всякий вспыхнет взор… Я люблю тебя, как сорок Ласковых сестер. 1909 1-й ведущий. В некоторых публикациях связь с шекспировским текстом более сильна: «Ты сказал мне: «Офелия, иди в монастырь…» 2-й ведущий. Цикл адресован по-видимому, Н.Гумилеву. 1-й ученик. Тема Гамлета и Офелии ( включая парафраз шекспировского «сорок тысяч братьев// Всем множеством любви со мною// Не уровнялась бы») заранее характеризуют героев и предполагают трагическое несовпадение чувств, трагический исход. Как и шекспировские герои, ахматовский Он и Она в преддверии разлуки. Вечная коллизия, вечная любовь, вечная трагедия. 2-й ученик. Все это можно представить себе в виде фрагментов их немого кино. Сценарий выглядел бы так. (Демонстрируют свои фрагменты.) Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение. Звучит («струится») «горностаевой мантией» тихая речь, незаметно «струятся века. Он и Она: горечь, обида, тень улыбки. Можно предположить: на них простые одежды, струящиеся подобно мантиям. Притяжение и отталкивание. 1-й ученик. Изменение ритма, переход от длинных (повествовательных) строк в первой части к коротким , легким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговоренность, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчеркивает несоответствие конкретного предметного мира ( «кладбище»,»река», «пустырь» )отвлеченным, обобщенным, зыбким деталям («принцы», «сто веков подряд», «тень улыбки», «сорок ласковых сестер» ). В конечном итоге впечатление от прочитанного можно выразить по-пушкински: светлая печаль. ( Выходит вторая подготовленная группа с мольбертом. Стихотворение, названное в одном из изданий «может быть», сопоставимо с живописью. Наиболее подходящий жанр-пейзаж. Техника-акварель.) 1-й чтец второй группы. Память о солнце в сердце слабеет. Желтей трава. Ветер снежинками ранними веет Едва-едва. В узких канал уже не струится- Стынет вода. Здесь никогда ничего не случится,- О, никогда! Ива на небе пустом распластала Веер сквозной. Может быть, лучше, что я не стла Вашей женой. Память о солнце в сердце слабеет. Что это? Тьма? Может быть!... За ночь прийти успеет Зима. 30 января 1911. Киев. 2-й ученик этой группы ( демонстрируя свою картину ). Легко вообразить себе полотно в темно-желтых тонах с привычным названием «Осенняя грусть». Унылый пейзаж: пожелтевшая трава, первый – еще редкий – снег, тусклый свет, застывшая вода в каналах, голые ветви деревьев. Осень здесь представляет вестником конца любви, приход зимы – осознанием конца жизни. Все в прошлом. И речь идет не о жизни природы, а о жизни человека. 3-й ученик . И хотя человеческие голоса звучат в стихотворении – герои те же: Она и Он, - на нашей картине их нет. Они и не нужны. Природа вполне передает состояние их душ. Об этом свидетельствуют многие образы: отсутствие солнца, ранняя зима, стылая вода-отсутствие жизни. Отсутствие звуков – только «Ветер снежинками ранними веет // Едва-едва» -усиливает осознание одиночества, разъединенности. Выстраивается символический ряд: солнце – любовь – жизнь; зима – одиночество – смерть. И это навсегда, навечно. Распластанная ива в пустом небе – символ обреченности. Итог – тьма. Но ведь в природе вслед за зимой приходит весна. Но в стихах нагнетается ощущение, что весна никогда не придет.Создается настойчивое впечатление даже не плача, а рыдания. 2-й ученик. Вечная трагедия разлуки. Вечная трагедия одиночества. Всё действие происходит вне времени и конкретного пространства. Конкретные детали (солнце, трава, первые снежинки, узкие каналы, вода, ива, зима) сами по себе имеют характер вневременной, отвлеченный. (Звучит «Аве, Мария».) Ведущая. А это стихотворение очень похоже на исповедь в ее прямом значении: обряд покаяния и отпущения грехов. По-видимому, обращено к Гумилеву». Девушка-чтец (на фоне музыки). Помолись и нищей, о потерянной, О моей живой душе, Ты в своих путях всегда уверенный, Свет узревший в шалаше. И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. И тебе, печально-благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. В этой жизни я немного видела, Только пела и ждала. Знаю: брата я не ненавидела И сестры не предала. Отчего же Бог меня наказывал Каждый день и каждый час? Или это ангел мне указывал Свет, невидимый для нас? 2 –й ученик третьей группы. Герои – «потерянная» женщина и исповедник – Он, «в своих путях всегда уверенный». Вероятно, это бывший возлюбленный, покинувший, обрекший на страдания, «свет узревший в шалаше» - в путешествиях ли, в приключениях? Сильный, свободный, дерзкий, несмотря ни на что. 3–й ученик этой группы. Их пути разошлись, и это было предрешено. Ее рассказ о себе – одновременно и рассказ о нем, только он ушел, покинул, отстранился. 1-я ученица третьей группы. Исповедовальные строки одинокой , страдающей – «нищей», но «живой»-души как будто рождены в часы молитвы, в тишине ночи. (Звучит музыка) Четыре строфы как бы подводят итог , завершают отрезок жизни. Возникает осознание взросления героини. Еще живая душа нуждается в поддержке. Мучат тягостные воспоминания: Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. 2-й ученик. В стихотворении заявлены своеобразные моральные заповеди: налагается табу на ненависть и предательство. Горечь потерь не может ожесточить человека. 3-й ученик. Несмотря на трагизм ситуации, повествование освещено теплым светом веры, и именно вера дает силу и мужество жить дальше. Время делится на прошедшее «каждый день и каждый час» и будущее «потом». Все уже произошло, впереди – еще более трагическое одиночество, потому что ждать больше некого. Спасение – в вере и творчестве. 1-я ученица. Стихотворение пророческое, полное предощущения будущих страданий. «Свет, не видимый для нас» - будущий путь жертвенной жизни. (Следующее стихотворение исполняется девушкой, сидящей за столом, будто читающей письмо) 1-я ученица четвертой группы. Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины ярко – красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот , мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу. (Письмо отложено в сторону, девушка встает и продолжает). Это стихотворение похоже на письмо. Женщина одинока, покинута. Но она сильна, мужественна. Она ищет помощи, поддержки и находит их в очень простых, обыкновенных, будничных вещах. Если не счастье, то покой можно найти в природе, в вере, в осознании смысла жизни и своего предназначения, в мудрости – во взрослении. 2-й ученик. Мудрость в том, чтобы почувствовать себя гостем на этой земле. 3-й ученик. Высокий философский смысл стихотворения выражается с помощью простых реалий. С первой строки заявлено: мудрость в простоте. 1-й ученик. До последней строки стихи практически лишены конфликта. Ведущая. По свидетельству Л.Чуковской, Ахматова сначала хотела назвать сборник «Вечер» - «Лебеди». Но ее отговорили. 1-й чтец пятой группы. Я на солнечном восходе Про любовь пою, На коленях в огогроде Лебеду полю. Вырываю и бросаю – Пусть простит меня. Вижу, девочка босая Плачет у плетня. Страшно мне от звонких воплей Голоса беды. Все сильнее запах теплый Мертвой лебеды. Будет камень вместо хлеба Мне наградой злой. Надо мною только небо, А со мною голос твой. 2-й ученик. Сама Ахматова назвала это стихотворение песенкой. Очевиден его фольклорный источник. Ритм «Песенки», монотонный, шарманочный, успокаивает и примиряет с будущим. (Звучит романс С.Прокофьева на стихи А.Ахматовой) 1-я ученица шестой группы. Три раза пытать приходила, Я с криком тоски просыпалась И видела тонкие руки И темный насмешливый рот. «Ты с кем на заре целовалась, Клялась, что погибнешь в разлуке, И жгучую радость таила, Рыдая у черных ворот? Кого ты на смерть проводила, Тот скоро,о,скоро умрет»… 3-я ученица. Это стихотворение по жанру очень близко романтическим балладам Жуковского. Как в балладе, в стихотворении намечен сюжет. Его развитие показано с помощью диалога. 1-я ученица. Здесь не два героя, а три: героиня, ее двойник – совесть и тот, кого она проводила. Ведущая. По мнению некоторых мемуаристов, именно то стихотворение, которое прозвучит в заключение нашей встречи, сделало Ахматову известной. Она читала его на «Башне» Вяч.Иванова в 1911г…По обычаю этих собраний присутствующие высказали свои мнения. Когда прекратилась критика, Вяч.Иванов сказал: «Я вас поздравляю. Это событие в русской поэзии». Песня последней встречи. Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил : «Со мною умри!» Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно – желтым огнем. | |
|
Всего комментариев: 0 | |