Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Гоголя
13:11
Сценарий посвященный творчеству Гоголя

Действующие лица:

Ведущий
Ганна
Левко
Панночка
Мачеха
Отец панночки
Голова
Писарь
Свита Головы
Утопленница
Кошка

Ведущий: В этом году исполняется 200 лет со дня рождения замечательного писателя Николая Васильевича Гоголя. В честь этого юбилея мы решили поставить повесть «Майская ночь, или Утопленница» из цикла « Вечера на хуторе близ Диканьки».

Звучит нежная, протяжная украинская песня.

Левко: Галю! Галю! Ты спишь или не хочешь ко мне выйти? Ты боишься, верно, чтобы нас кто не увидел? Не бойся: никого нет. Но если бы и показался кто, я прикрою тебя свиткою, закрою руками тебя – и никто нас не увидит. Сердце мое, рыбка моя! выгляни на миг. Нет, ты не спишь, гордая дивчина! Тебе любо издеваться надо мною, прощай!

Появляется Ганна: Какой же ты нетерпеливый! Уж и рассердился! Зачем ты выбрал такое время: толпа народу шатается то и дело по улицам. Я вся дрожу.

Левко: О, не дрожи, моя красная калиночка! Садись со мной рядом, прижмись ко мне покрепче. Хочешь, я тебе спою?

Ганна: Постой, Левко! Скажи наперед, говорил ли ты с отцом твоим?

Левко(уныло): Что я хочу пожениться, а ты выйти за меня замуж – говорил.

Ганна: Что же?

Левко: Что станешь делать с ним? Притворился, старый черт глухим: ничего не слышит да еще бранит, что шатаюсь бог знает где, повесничаю и шалю с хлопцами. Но не тужи, моя Галю! Вот тебе слово казацкое, что уломаю его.

Ганна: Как тихо колышется вода, будто дитя в люльке. А почему в этом богатом доме около пруда никто не живет? Я помню будто сквозь сон…В детстве что-то странное рассказывали про этот дом. Левко, ты, верно, знаешь. Расскажи!

Левко: Бог с ним, моя красавица! Мало ли чего расскажут бабы и народ глупый! Ты только себя растревожишь, станешь бояться и не заснется тебе спокойно.

Ганна: Ну расскажи! Я не буду бояться, теперь-то не засну, если не расскажешь. Расскажи, Левко!

Левко: Видно, правду говорят люди, что у девушек сидит черт, подстрекающий их любопытность. Ну, слушай. (Падает марля)Давным-давно жил в этом доме сотник. У сотника была дочка, ясная панночка. Жена сотника давно умерла, задумал сотник жениться на другой.

[Панночка и Сотник в глубине сцены]

Панночка: Будешь ли ты меня нежить по-старому, батьку, когда возьмешь другую жену?

Сотник: Буду, моя дочка. Еще крепче буду прижимать тебя к сердцу. Еще больше буду дарить тебе денег и украшений.

Уходят

Левко: Привез сотник молодую жену. Хороша, румяна и бела была молодая жена. Только так страшно взглянула на свою падчерицу и хоть бы слово во весь день сказала суровая мачеха. Настала ночь, ушел сотник в опочивальню с молодой женой, а панночке не спится. Глядит: страшная черная кошка появилась в комнате. Шерсть на ней горит, железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на постель, а кошка за ней. Вдруг бросилась к панночке на шею и душит ее. С криком оторвала от себя, кинула на пол, опять крадется страшная кошка. Взяла тогда панночка отцовскую саблю и ударила кошку по лапке. Тут и пропала кошка в темном углу…Долго не выходила из светлицы молодая жена, а на третий день вышла с перевязанной рукой. Угадала бедная панночка, что ее мачеха – ведьма.

Прошла неделя, и выгнал сотник свою дочку из дома. Зарыдала панночка и сказала:

Панночка: Погубил ты, батьку, родную дочку свою! Погубила ведьма грешную душу твою! Прости тебя Бог, а мне, несчастной, видно не велит жить на белом свете.

Уходит.

Левко: Гляди сюда (обращается к Ганне), вон около дома высокий берег, обрыв. Отсюда кинулась панночка в воду, и стой поры не стало ее на свете.

Ганна: А ведьма? (Опять подняв марлю)

Левко: Ведьма? И она умерла. В лунную ночь выходят утопленницы из воды – погреться на месяце. И вот однажды панночка – утопленница увидела свою мачеху и с криком напала на нее, утащила в воду. Но ведьма оборотилась под водой в одну из утопленниц и через то ушла от петли из зеленого тростника. Говорят, что панночка обращается к людям, просит найти мачеху, но никто ее так и не нашел. Вот, моя рыбонька, что говорят люди. Но я слышу говор. Это наши возвращаются с гулянья. Пора спать, прощай! Спи спокойно и не думай об этих бабьих выдумках.

Ганна: Прощай, Левко!

Ведущий: Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете. Чудный воздух прохладно – душен и полон неги. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Дремлет на возвышении село. Еще лучше, чем днем блестят при месяце хаты. Песни умолкли, все тихо. Какая-то неведомая сила привела Левко к старому дому. И вдруг почудилось ему, будто окно отворилось. Сердце его разом забилось.

Левко: Тут живет кто-нибудь?

Появилась панночка в костюме утопленницы

Панночка: Парубок! Парубок, найди мне мою мачеху. Я ничего не пожалею для тебя, у меня есть кораллы, золото, ожерелье. Парубок, найди мне мою мачеху! Она страшная ведьма! Не было мне от нее покою на белом свете, нет и теперь. Она вывела румянец со щек моих. Погляди на шею: везде синие пятна от железных когтей ее. Очи мои не глядят от слез. Найди ее, порубок, умоляю! Найди!

Левко: Я готов на все для тебе, моя панночка! Но как? Где мне ее найти?

Панночка: Сейчас выйдут на берег мои подружки, утопленницы. Среди них будет и мачеха. Она лукава и хитра. Она приняла на себя вид утопленницы, ноя знаю, я слышу, что она здесь. Я не могу через нее плавать легко и вольно, как рыбка. Я тону и падаю на дно. Отыщи ее, парубок!

Появляются девушки-утопленницы, водят хоровод. Послышались голоса:

1-я: Давайте играть в ворона!

2-я: Кому же быть вороном?

3-я: Я не хочу быт вороном! Мне жалко отнимать цыпленка у бедной матери.

Левко: Нет, ты не ведьма!

1-я: Я буду вороном!

[Девушки играют, Левко пристально на них смотрит ]

Левко: Схватила цыпленка! А ведь у нее показались страшные когти, на лице сверкнула злобная радость. Ведьма! (крикнул он, показывая на ведьму пальцем)

Панночка дала знак, и девушки увели за собой ту, что представляла ворона.

Панночка: Чем наградить тебя, парубок?

Левко: Ничего мне не нужно, добрая панночка!

Панночка: Я знаю, тебе не золото нужно. Ты любишь Ганну, но суровый отец не разрешает тебе жениться. Возьми и отдай ему эту записку.

Уходит.

Левко(просыпается): Неужели это я спал? Так живо все было, как будто наяву. Чудно! Чудно! (говорит он, оглядываясь)

[Появляется Голова, писарь и другие важные люди]

Голова: О, Левко, а что ты это тут делаешь? Не спал! Всю ночь, шельма, не спал, разбойничал, горланил песни! Видно, чешется у тебя спина. Вязать его!

Левко: Постой, батько, велено отдать тебе эту записочку!

Голова: Не до записок теперь, голубчик! Взять его!

Писарь: Постой, пан голова! Это же комиссарова рука!

Голова: Комиссар?

Все: Комиссара?

Голова (обращаясь к писарю): Читай! Послушаем, что пишет комиссар.

Писарь (откашлялся и начал читать): Приказ голове, Евтуху Макогоненку. Дошло до нас, что ты, старый дурак, вместо того, чтобы собрать прежние недоимки и вести на селе порядок, одурел и строишь пакости.

Голова: Вот, ей-Богу! Ничего не слышу!

Писарь: Приказ голове, Евтуху Макогоненку.

Голова: Стой, стой! не нужно! Я хоть и не слышал, однако ж знаю, что главного тут дела еще нет. Читай далее!

Писарь: А вследствие того, приказываю тебе сей же час женить твоего сына, Левка Макогоненка, на козачке из вашего села, Ганне Петрыченковой, а также починить мосты на столбовой дороге. Если же, по приезде моем, найду оное приказание не приведенным в исполнение, то тебя одного потребую к ответу. Комиссар, отставной поручик Козьма Деркач-Дришпановский.

Голова: Слышали? За все с головы спросят. Так что беспрекословно меня слушаться! А тебя (оборотился к Левко) я женю. Только наперед попробуешь ты нагайки! Где ты взял эту записку?

Левко: Я отлучался, вчера ввечеру еще в город. Там встретил комиссара, вылезавшего из брички. Узнав, что я из нашего села, дал он мне эту записку и велел на словах сказать, батько, что заедет на возвратном пути к нам пообедать.

Голова: Он это говорил?

Левко: Говорил.

Голова: Слышите ли? (подняв палец вверх) Комиссар, сам комиссар приедет ко мне обедать. Как думаешь, писарь, и ты, сват, это великая честь! Не правда ли?

Сват: Сколько могу припомнить, ни один голова еще не угощал комиссара обедом.

Левко: А когда же свадьба, батьку?

Голова: Свадьба? Тумаков бы тебе, а не свадьбу. Ну ради важного гостя…так и быть…поп вас завтра и обвенчает. Пусть комиссар видит, что значит исполнительность. Ну, ребята, а теперь спать. Все по домам!

Уходят.

Левко: Вот это да! Дай тебе Боже, панночка, небесное царство. Пусть тебе на том свете усмехается вечно между ангелами святыми. Никому не расскажу про диво, случившееся в эту ночь. Тебе только, любимая, передам все. Ты одна только поверишь мне и вместе со мною помолишься за упокой души несчастной утопленницы!
Категория: Юбилей писателей и поэтов | Просмотров: 372 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar