Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Мандельштама
13:29 Сценарий посвященный творчеству Мандельштама | |
В Петербурге мы сойдемся снова, Словно сердце мы похоронили в нем, И блаженное , бессмысленное слово В первый раз произнесем В черном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты, Все поют блаженных жен родные очи, Все цветут бессмертные цветы… Пронин Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начнется через 5 минут. Ведущий «Бродячая собака» была кабаре исключительно для артистов, художников, литераторов. Заводилой в этом предприятии был несомненно Борис Пронин. Пронин Собаку придумал я всецело… У меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, «бродячие собаки» , могли приткнуться, дешево прокормиться и быть у себя, бродячие, бесприютные собаки. Весь конец 1911г. я бегал по Петербургу , искал и в конце концов набрел на идеальное помещение : угловой дом рядом с Михайловским театром, вход во втором дворе. С улицы вход был забит, и мы его так и оставили . Для нас это была идеальная штука… «Бродячая собака» имела и свою летопись в виде огромного фолианта, переплетенного в свиную кожу, лежащего при входе, в кот. все посетители были обязаны по меньшей мере вносить свои имена, поэты – экспромты, художники – зарисовки. Но вот и первые посетители. Анна Ахматова и Николай Гумилев! Михаил Кузьмин! Георгий Иванов! Господа, пора начинать! Тема нашего вечера – Петербург. Анна Ахматова Все мы бражники здесь, блудницы. Как не весело вместе нам! На стенах цветы и птицы Томятся по облакам. Ты куришь четную трубку, Так странен дымок над ней. Я надела узкую юбку, Чтоб казаться еще стройней. Навсегда забиты окошки: Что там , изморозь или гроза? На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. Николай Гумилев. Анна, оставь эти мрачные мысли. С этим городом у меня связано много светлого. Петербург во мне с детства, Я учился в Царскосельской гимназии , директором и преподавателем кот. был И. Ф. Анненский. Возможно, именно он воспитал в нас любовь к литературе. Ст. «Памяти Анненского» К таким нежданным и певучим бредням Зовя с собой умы людей, Был Иннокентий Анненский последним Из царскосельских лебедей, Я помню дни: я, робкий, торопливый, Входил в высокий кабинет, Где ждал мене спокойный и учтивый Слегка седеющий поэт. Десяток фраз, пленительных и странных, Как бы случайно уроня, Он вбрасывал в пространства безымянных Мечтаний – слабого меня. …Скамью я знаю в парке; мне сказали, Что он любил сидеть на ней, Задумчиво смотря, как сини дали В червонном золоте аллей Анна Ахматова Еще годовалым ребенком я была перевезена из Одессы на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет. Училась в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше. Но всегда неохотно. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие, быстрые лошадки… Ст. « В Царском Селе» (1) По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив. О, пленительный город загадок, Я печальна , тебя полюбив. Николай Гумилев. . В Царском Селе состоялась встреча, во многом определившая мою жизнь и творчество. В конце 1903 года я познакомился с гимназисткой Анной Горенко, моей будущей женой – А. Ахматовой. Ст. « Сердце бьется ровно, мерно» Сердце бьется ровно, мерно. Что мне долгие года! Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда. Сквозь опущенные веки Вижу, вижу , ты со мной, И в руке твоей навеки Нераскрытый веер мой. Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг , когда над Летним Садом Месяц розовый воскрес.- Мне не надо ожиданий у постылого окна И томительных свиданий. Вся любовь утолена. Ты свободен, я свободна, Завтра лучше, чем вчера,- Над Невою темноводной, Под улыбкою холодной Императора Петра. Пронин Лирика ваша, строгая и классически соразмерная. Родственна архитектурному облику Петербурга, торжественным разворотам его улиц и площадей, плавной симметрии знаменитых набережных, окаймленных золотой каллиграфией фонарей, мраморным и гранитным дворцам, его бесчисленным львам, крылатым грифонам, египетским сфинксам, античным атлантам, коллонадам, соборам и блистающим шпилям. Уже первые читатели говорят, что вы являете собой как бы классический тип петербурженки, ваша поэзия неотделима ни от Летнего сада, ни от Марсова поля, ни от Невского проспекта , ни ,конечно же , от белых ночей, воспетых Пушкиным и Достоевским. . Георгий Иванов И меня привлекает ампирный Петербург с его строгостью архитектурных линий, а пейзажные зарисовки полны аллюзий на живописные полотна Клода Лоррена. Я, следуя семейным традициям, учился во Втором кадетском корпусе в Петербурге. Здесь во мне проснулась страсть к стихам, которые я писал во время уроков. Ст. « Петергоф» (2) Как древняя ликующая слава, Плывут и каменеют облака, И ангел с крепости Петра и Павла Глядит сквозь них – в грядущие века. Но ясен взор – и неизвестно, что там,- Какие сны, закаты, города – На смену этим блеклым позолотам – Какая ночь настанет навсегда! Ведущий Георгий, как вы умеете по-новому сопоставить и оживить привычные образы, вы обладаете способностью к скульптурно-красочной передаче зрительных восприятий. . Георгий Иванов Мне хочется написать книгу, возможно, я ее назову «Закат над Петербургом», где пронесется история великой столицы империи от дней ее высочайшего расцвета до медленного угасания. Люди, так или иначе способствующие вырождению Петербурга, лично – невинны. Никто из них не отдает себе отчета в деле рук своих. Столица мельчает, обезличивается – и люди, которые в ней живут, распоряжаются, строят, «охраняют основы» - тоже мельчают, вырождаются. Всех задействовала, всем руководит судьба, если угодно, Рок. . Ст. « Вновь Исакий в облаченье» Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра Ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь… Ах! Своей столицей новой Недоволен государь. Михаил Кузьмин Анна Андреевна, какая у вас любовь к деталям. Конечно, в минуты крайней опасности, когда смерть близка, в одну короткую секунду мы вспоминаем столько, сколько не представляется нашей памяти и в долгий час, когда мы находимся в обычном состоянии духа. И воспоминания эти идут не последовательно, а набегают друг на друга острой и жгучей волной, из которой сверкнет: то давно забытые глаза, то облако на весеннем небе, то чье-то голубое платье, то голос чужого вам прохожего. Эти мелочи, эти конкретные осколки нашей жизни мучат и волнуют нас больше, чем мы того ожидаем , и возвращают нас к тем минутам, к тем местам, где мы любили, плакали, смеялись и страдали, где мы жили. В 1884г. моя семья переехала в Петербург. После волжского раздолья столичный город неприятно поразил меня своею серостью, подчищенностью и безжизненностью. Однако впоследствии я сроднился с этим городом и сейчас думаю, что по-настоящему дома можно себя чувствовать только в Петербурге. Входит Мандельштам Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских, набухших желез…… Ведущий Максимилиан Волошин прав – Мандельштам нелеп, как настоящий поэт! Анна Ахматова . Конечно, наш первый поэт. Пронин . Вы как раз вовремя: мы говорим о Петербурге. Вы ведь тоже не равнодушны к этому городу7 Анна Ахматова Мы знаем исток Пушкина, Блока, но кто укажет, откуда до нас донеслась эта новая божественная гармония, которую называют стихами Мандельштама. Осип Мандельштам Я с детства находился под впечатлением архитектурно-исторического облика Петербурга, и этот город неразрывно вошел в самую ткань моих стихов. Именно здесь весной1911г. я познакомился с А.Ахматовой и Н.Гумилевым. Ст. «Адмиралтейство» В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат, И в темной зелени фрегат или акрополь Сияет издали – воде и небу брат. Ладья воздушная и мачта-недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота – не прихоть полубога, А хищный глазомер простого столяра. В моих стихах образ города рождается при совмещении пушкинского Петербурга и Петербурга ХХ столетия: по-прежнему «чудовищна и жестока» Российская государственность, по-прежнему невыносима тоска Онегина , по-прежнему клянет судьбу Евгений из «Медного всадника», а на Сенатской площади чудится блеск солдатских штыков. Ст. «Петербургские строфы» Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садился в сани, Широким жестом запахнув шинель. Зимуют пароходы. На припеке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна, - как броненосец в доке,- Россия отдыхает тяжело. А над Невой – посольства полумира, Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства желтая порфира, Как власяница грубая , бедна. Тяжка обуза северного сноба – Онегине\а старинная тоска; На площади Сената – вал сугроба, Дымок костра и холодок штыка. Черпали воду ялики , и чайки Морские посещали склад пеньки, Где, продавая сбитень или сайка, Лишь оперные бродят мужики. Летит в туман моторов вереница. Самолюбивый , скромный пешеход, Чудак Евгений- бедности стыдится, Бензин вдыхает и судьбу клянет. Ст. «В последний раз мы встретились тогда…» Николай Гумилев. Я чувствую, я знаю, такими счастливыми, как здесь, на берегах Невы, мы уже никогда и нигде не будем. Звучит «Реквием» Моцарта. Ведущий Николай Гумилев в 1921г. расстрелян по приговору ЧК В 1922г. Георгий Иванов навсегда покинул Россию Михаил Кузьмин , избежав арестов и преследований, умер в 1936г. Осип Мандельштам умер в пересыльном лагере «Вторая речка», недалеко от Владивостока 27 декабря 1938г., похоронен в общей могиле. Анна Ахматова ст. «Петроград» И забыли навсегда, Заключены в столице дикой, Озера, степи, города И зори родины великой. В кругу кровавом день и ночь Долит жестокая истома… Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома, За то, что город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду. Иная близится пора, Уж ветер смерти сердце студит, Но нам священный град Петра Невольным памятником будет. | |
|
Всего комментариев: 0 | |