Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Паустовского
13:30 Сценарий посвященный творчеству Паустовского | |
II Вступительное слово учителя. СЛАЙД 1. Фаза вызова. - Ребята, у нас сегодня непростой урок. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Предметом нашего исследования будет самый сложный инструмент, пожалуй, из всех, что существуют на свете, - душа человека. Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по теме. ВИДЕОФИЛЬМ ( 1М. 45 С. ) 1. Ребята, о чем эта песня? Какие чувства в ней выражены? - ответы- 2. Как вы думаете, почему я начала урок с этого ролика и этой песни? Как она связана с темой прошлого урока? (На прошлом уроке мы прочитали рассказ К.Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня, Настя, тоже осталась без матери и горько сожалеет об этом.) - «Телеграмма» – короткое название, но мысли, высказанные в произведении столь глубоки, что не могут никого оставить равнодушным. Что же вас потрясло в этом рассказе? О чем думали после его прочтения? Поделитесь своими чувствами. -ответы- - Я поняла, что рассказ растревожил ваши души, сегодня мы продолжим размышлять над прочитанным. Откройте тетради, запишите число и тему урока. 1. - Как вы понимаете слово «зарубки»? ЗАРУБКИ → (см. словарь) ЗАРУБКА -1. Отметка рубящим орудием на чём-нибудь 2. перен. О том, что запомнилось крепко и надолго 2. В каком значении употреблено это слово в теме урока? - отметки в памяти, в душе, сердце, которые остаются после прочтения художественного произведения. Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. - Какие же проблемы, ребята, поднимает в своем рассказе К.Паустовский? - одинокой старости - материнской любви - милосердия - взаимоотношений родителей и детей и другие проблемы СЛАЙД 3 Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. - Какая из этих проблем, на ваш взгляд, основная, главная в рассказе, она затронула вас больше всего, и вам хотелось бы поговорить на эту тему сегодня на уроке? - ответы → проблема взаимоотношений между родителями и детьми. - Проблема «отцов и детей» - одна из вечных в русской литературе. О ней писали, пишут и будут писать. В нашей жизни, к сожалению, немало примеров бездушного отношения детей к своим родителям и родителей к детям, это не может не волновать. Итак, проблему, которую вы хотели бы обсудить на уроке, мы определили. Наша цель: исследовать рассказ «под лингвистическим микроскопом» и выяснить, как раскрывается проблема взаимоотношений детей и родителей (на примере Насти и Катерины Петровны), при помощи каких художественных средств это делает автор и какова авторская позиция в рассказе. И еще: подумайте, почему рассказ называется «Телеграмма». III. Осмысление содержания рассказа. - Итак, обратимся к тексту, медленно, вдумчиво, с остановками перечитаем начало рассказа. СЛАЙД 4. Остановка 1. Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны. Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть все то же: комнаты, где застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный "Вестник Европы", пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар и картины на стенах Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта — портрет её отца, а вот эта — маленькая, в золотой раме, — подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной". Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом — известным художником. ( Чтение на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь») - У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком. Как с помощью пейзажной зарисовки писатель передает состояние главной героини? Помогла ли музыка понять это состояние? - Увядание природы, даже омертвение ее, безотрадная картина осени соответствуют внутреннему состоянию Катерины Петровны. -Какие изобразительные средства вы увидели в отрывке? - спутанная трава (некошеная, мокрая от дождя), рыхлые тучи (низко идут, лишены строгих очертаний) - эпитеты - тащатся (а не плывут тучи), сыплется (а не льет) дождик – олицетворения. - Какое выражение в описании осеннего пейзажа показалось вам необычным? - маленький подсолнечник у забора. - это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что–то. - Какие чувства у вас вызывает этот пейзаж? - грустные, тревожные – - Так почему же именно с осеннего пейзажа начинает Паустовский свой рассказ? - ответы – - Паустовский говорил, что пейзаж печален, когда печален человек. Пейзаж способствует созданию образа одинокой пожилой женщины, Катерины Петровны, о которой дальше пойдет речь. СЛАЙД 5. Остановка 2. (Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского). - Ребята, какие два глагола в прочитанных отрывках очень созвучны и образованы одинаково? -«доцветал» и «доживала» - На что указывает приставка до- в этих словах: на стремительность или продолжительность действия, которое никак не может закончиться. - на продолжительность. - В пейзаже у Паустовского нет ни одного случайного слова. Давайте выберем в этих эпизодах слова, которые подчеркивают усиление признаков поздней осени. СЛАЙД 6. Тесовые крыши почернели Спутанная трава полегла Ветер свистел в голых ветвях, сбивал последние листья Валил водянистый снег Хмурое небо все ниже опускалось - Как называется в литературе такой прием, при котором каждое последующее слово содержит усиливающееся значение? - градация- -Зачем Паустовский использует градацию? Что хочет подчеркнуть писатель? - усиление ненастья – ощущение тревоги, которое нарастает- -Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера свидетельствуют об этом? СЛАЙД 7. - Запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, нечищеный самовар, немытые окна. - На что указывает такая деталь, как керосиновый ночник? - указывает на безмерность одиночества Катерины Петровны. Остановка 3. -Автор является непосредственным участником событий, описанных в рассказе. Это он посылает Насте телеграмму, это он закрывает глаза и заботится о погребении Катерины Ивановны (имя изменено). Это с ним Катерина Ивановна выходит с сад в последний раз в своей жизни. Послушайте воспоминания Паустовского из повести «Золотая роза»: «Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца. Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал ее, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез. - Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог! Я осторожно повел ее домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать». - А теперь обратимся к рассказу «Телеграмма» и вспомним этот же эпизод. Как автор описывает эту сцену в рассказе? Почему? - Описывает по-другому, чтобы острее чувствовалось одиночество Катерины Петровны. СЛАЙД 8. - Возвращаясь, Катерина Петровна сталкивается с кленом. Перечитаем этот эпизод. (Чтение отрывка на фоне музыки П.И.Чайковского) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо. - В воспоминаниях мы четко слышим авторский голос, а в рассказе он как бы самоустраняется. И тем не менее мы чувствуем присутствие писателя. Какие изобразительно-выразительные средства указывают на сострадание автора к героине? -Олицетворение и метафора - Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю – чтобы подчеркнуть одиночество, Катерину Петровну тоже все забыли, и звезды понимают это и смотрят пронзительно. -олицетворения: облетел, озяб, ему некуда идти. - психологический параллелизм – Катерине Ивановне тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет - автор соотносит состояние природы с душевным состоянием человека и как бы проводит параллель. - Какое слово повторяется дважды в эпизоде? Холодный Это слово встречается во всех отрывках, которые мы рассмотрели, и связывается у Паустовского с определением «одинокий». - Я думаю, вы убедились, что мастерство Паустовского в использовании детали поразительно. Ведь деталь для писателя – это не только предметы быта, но еще с их помощью передается психологическое состояние героини. Остановка 4. -Именно после встречи с кленом Катерина Петровна решается написать письмо дочери. Этот фрагмент произведения не поддается пересказу, давайте его перечитаем. Просмотр отрывка из фильма СЛАЙД 9. - О чем говорит довольно выразительный эпитет «ненаглядная»? - о силе материнской любви – от слова «глядеть», мать очень хочет хотя бы перед смертью «наглядеться» на дочку. - Ребята, «ненаглядная» - одно из ключевых слов в рассказе. Когда это слово повторяется в тексте еще несколько раз? - Именно это слово, передающее всю глубину материнской любви, будет повторять Настя, когда поймет, что надо немедленно ехать к умирающей матери. - Ребята, вы обратили внимание на композицию рассказа? Паустовский резко меняет место действия: он переносит нас в иной мир – мир большого города, где живет и работает Настя. Что мы узнаем о Насте из 1-ой части? Как мы к ней относимся? - Живет далеко, в Ленинграде, 3 года не была у матери. 1 раз в 2 – 3 месяца посылает деньги – 200 рублей. Нигде не увидели осуждения, жалоб Катерины Петровны на дочь, наоборот, она оправдывает Настю: «« У них, у молодых свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание, что неприязнь к Насте родилась сама по себе. - А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему? - Большой город, отсутствие уголков природы. - Настя – черствый человек, такие обычно не видят природу, она им не нужна в жизни. - Но можно ли говорить о равнодушии, о черствости Насти, зная об ее участии в судьбе скульптора Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки? - Настойчива, требовательна. - Как оценили деятельность Насти художники? Как они ее называли? СЛАЙД 10. - Сольвейг – солнечный путь или луч. Но была она им для матери? Для чужих людей? - На какую деталь портрета Насти сразу обратили внимание? - Холодные глаза. - Л.Н.Толстой говорил, что «глаза – зеркало души человеческой», а здесь такой разоблачающий эпитет. У каких людей бывают холодные глаза? - У людей бесчувственных, черствых душой, равнодушных, не способных понимать и откликнуться на чужое горе. - Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Насти. Но будем смотреть глубже. Слово «холодный» уже много раз встречалось в рассказе. С каким эпитетом связывает писатель это слово? - одинокий – холодный - Есть подтверждение этой связи в истории Насти? « Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее». На что же обрекла себя Настя? - на одиночество. СЛАЙД 11. - И еще одна черта к портрету героини. «На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе»… Что подчеркивает автор в этой фразе? - Самолюбование - Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в ее сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше трех лет? Обратимся к тексту. Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты". Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу. Валил водянистый снег. На Исаакиевском соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву. "Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!" Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами. Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье. "Поздно! Маму я уже не увижу", — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — "мама". Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо. "Что ж это, мама? Что? — думала она, ничего не видя. — Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила". СЛАЙД 12. - И великий сатирик Гоголь, и Паустовский видят Настю изнутри: доброта ее показная, ненастоящая. Почему, даже получив такое письмо, Настя не поехала к матери? - Дилемма: мать или выставка. Дочь выбрала выставку. - Настя получает телеграмму. Казалось бы, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Обратимся к тексту Выборочное чтение. Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника? - Отсутствие Насти в разгар веселья не заметили бы, но ей нравится быть у всех на виду, нравится быть заботливой и хорошей, только для чужих людей, приятно слушать похвалы в свой адрес. - Давайте выберем из этого эпизода слова, отражающие действия Насти в момент, когда она узнает, что мама умирает. СЛАЙД 13. – Почему Настя боялась поднять голову? - Боялась, что о ее бесчеловечности, жестокости по отношению к матери узнают все. На каком фоне все это делает Настя? - На фоне похвалы в ее адрес. - Обратите внимание на резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. СЛАЙД 14. - Перечитаем еще один эпизод. Это внутренний монолог Насти. - Какие предложения по интонации и по цели высказывания использует автор? Почему? - Вопросительные и восклицательные предложения передают волнение, боль, раскаяние и вину Насти. Она прозрела (многое поняла). Слово «мама» звучит как пропуск. - А в это время в Заборье умирала Катерина Ивановна. Снова перенесемся в старинный заброшенный опустевший дом. Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти? - Героине помогают Тихон, Манюшка, почтарь Василий. - Как Тихон, зная о близкой смерти Катерины Петровны, решил скрасить последние дни ее жизни? - Сам написал телеграмму от имени Насти. - «За добро плати добром, не будь пустельгой, - говорит Тихон Манюшке. Как вы поняли смысл этой фразы? - ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица сем. соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) -Такой пустельгой оказалась Настя. СЛАЙД 15. - Перечитаем сцену похорон. Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры. На похороны собрались старухи и ребята. Гроб на кладбище несли Тихон, Василий и два брата Малявины — старички, будто заросшие чистой паклей. Манюшка с братом Володькой несла крышку гроба и не мигая смотрела перед собой. Кладбище было за селом, над рекой. На нем росли высокие желтые от лишаев вербы. Каким стал пейзаж? Почему? -Пейзаж стал светлым, веселым и холодным, потому что кончились мучения Катерины Петровны, ее одиночество и боль. В людях, совсем чужих, еще живет доброта, чуткость, человечность, это примеряет мир природы и мир людей. - С чем осталась Настя? - Холодная комната, чувство вины – ее одинокая история еще впереди. Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чем-то важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах. - Так к кому же обращена телеграмма? О чем она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. СЛАЙД 16 «Будь человеком!» - напоминает Паустовский. «За добро плати добром. Не будь пустельгой». Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди, прежде всего МАМА… IV. Итог урока - Не забывайте о самых близких людях, которые так нуждаются в вас, будьте отзывчивы, внимательны, человечны по отношению к ним. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми. Домашнее задание: 1. Какие «зарубки» на сердце у вас оставил рассказ К.Паустовского «Телеграмма»? Запишите несколько из них для себя. Например: А) Надо быть благодарным тому, кто дал тебе жизнь. | |
|
Всего комментариев: 0 | |