Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Тургенева
13:13
Сценарий посвященный творчеству Тургенева

Ход урока

I.Вступление:

- Давайте посмотрим на тему нашего урока. Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии)

- Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности);

II. Изложение новых знаний.

1.Предлагаю наше знакомство со стихотворениями в прозе начать с эпиграфа к уроку (Работа с эпиграфом:

Слайд №1 :

Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет…но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу…

И. С. Тургенев

Слайд №2

1.Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе» в 1880 году.

2.Скажите, значение каких слов вам непонятно, вызывает затруднение?

В обращении встретилось слово сподряд. Как вы понимаете значение этого слова? ( сподряд-подряд - т.е. одно за другим, без пропусков.

3.Еще одно слово: в раздробь - по Ефремовой: Враздробь - 1. Раздробленно, по частям, порознь

Обобщение:

- Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям?

- Почему?

Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

- Какие первые произведения написал И.С.Тургенев? (Записки охотника)

- А какие последние? (Стихотворения в прозе)

Слайд №3,4

- И это действительно так: И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

2.Предлагаю вам познакомиться со стихотворениями в прозе и понаблюдать за их особенностями.

А начнем знакомство со стихотворения «Русский язык». Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актрисы. (Запись)

3. Работа над пониманием стихотворения:

- Какая мысль заключена в этом произведении?

(Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события)

- Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь?

(С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ — великий народ.)

Обратите внимание на текст стихотворения. В нем всего три предложения. Какие это предложения?

(Два предложения восклицательных, одно вопросительное.)

- О чем это нам говорит?

(Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора. Недаром же именно этим стихотворением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе».)

- Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение?

(Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.)

- Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.

Какова основная мысль этого стихотворения? (вера в русский народ, любовь к русскому народу, его языку. Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит.) Вера в великое будущее русского народа.

Обобщение:

Итак, мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык». 1.Предлагаю вам выделить характерные признаки стихотворения в прозе:

1.Посмотрите, какое по объему это стихотворение? Небольшое (небольшой объем)

2.Текст единый или делится на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы)

3.Выражает свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность)

4. Здесь есть сюжет? (Нет, обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя)

5. Можно ли назвать это произведение стихотворением?

Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя.

6. Чем это стихотворение отличается от привычных нам? Здесь нет рифмы.

7. Какова особенность этого произведения –то, что это стихотворение в прозе.

2. Обобщение: Назовите характерные признаки стихотворения в прозе:

3.Прочтём определение в учебнике

Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.

4. Предлагаю обратить внимание еще на одно стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача» по следующему плану:

(Чтение учеником)

План анализа стихотворения в прозе:

Название.
Тема.
Основная мысль.
Авторское отношение.
Художественные средства.

Анализ художественного текста:

– О чем говорится в стихотворении?

(Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши).

- Можно ли сказать, что в стихотворении показаны 2 богача? (Да, один имеет деньги, а другой - доброту и бескорыстие) Значит, они противопоставлены друг другу? Т.е. тема социального неравенства.

- Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?Да

- Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей.

- А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено? (зачитать)– (Автору больше по душе “бедный богач”. В обездоленном

нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души).

– Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? (“Хвалю и умиляюсь”).

– Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (“Далеко Ротшильду до этого мужика”).

Обобщение: Итак, о какой любви говорится в этом стихотворении? в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным.

Вывод:

1. Темы, затронутые в стихотворениях в прозе, обширны. А какие темы затронуты в этих двух?

1.Размышления о судьбе русского крестьянина. Противопоставляя народ и господ, писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека (Два богача)

2. Вера в великое будущее русского народа (Русский язык)

2.Рефлексия:

-Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по опорным словам:

«Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил что-то для себя:

- Как вы думаете, А интересны ли стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем?

-В чем актуальность стихотворений в прозе?

3.Домашнее задание:

1.Выучить стихотворение «Русский язык».

2. Самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует.

3.Прочитать стихотворение в прозе «Воробьи и провести его анализ по плану в тетради.
Категория: Юбилей писателей и поэтов | Просмотров: 493 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar