Главная » 2015 Март 3 » Сценарий литературной гостиной для дошкольников
09:32 Сценарий литературной гостиной для дошкольников | |
УЧИТЕЛЬ: Одной из центральных тем в творчестве Тютчева была тема любви. Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встречает женщину, способную вызвать в его душе сильное чувство: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов. На своем жизненном пути Ф.И.Тютчев встретил несколько женщин, которых любил: Элеонора Петерсон, Эрнестина Дернберг, Амалиля Крюденер, Елена Денисьева: Предопределение Любовь, любовь - гласит преданье - Союз души с душой родной - Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И... поединок роковой... Стихи поэта не были безадресными. Какими они были, женщины, которым посвящены эти чудесные строки? Звучит мелодия Чайковского “Сладкая грёза” 2 кадр: Портрет Элеоноры. 1 столик: Галкина А., Кобзев А. К: 1826 год. Мюнхен. 22–летний русский дипломат Тютчев, тайно обвенчался с недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей, в возрасте от 1 до 7 лет. Она была старше его на четыре года, но все считали, что Тютчев не совершил ошибки. Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер, беспредельно полюбила его. Вот его собственное признание в письме родителям: Тютчев (ученик): “Я хочу, чтоб вы знали, что никогда человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда, дабы упрочить моё счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни минуты, умереть за меня. Это нечто весьма возвышенное и весьма редкое.” Г: Они прожили 12 лет, и чувство благодарности, перешедшее в любовь, Тютчев высказал в стихах, посвящённых Элеоноре, написанных после её смерти.Ещё томлюсь тоской желаний, Ещё стремлюсь к тебе душой – И в сумраке воспоминаний Ещё ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный… Он предо мной везде, всегда, Недостижимый, неизменный, Как ночью на небе звезда. 3 кадр: Портрет Тютчева и Элеоноры. К: В августе 1837 года Тютчев получил назначение на пост секретаря русской миссии в Турине. Почти через год к нему направились на пароходе жена и дети. В ночь на 19 мая, на пароходе “Николай Первый” начался пожар. Г: Спасая детей, Элеонора пережила тяжелое нервное потрясение. Это сломило её здоровье, и достаточно было простуды, чтобы она скончалась. В одну ночь Тютчев поседел от горя. Тютчев: “Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, последним моим днём. Да хранит тебя бог” 4 кадр: Портрет Эрнестины Дернберг. 2 столик: Куманькова А., Савекин С. К: С Эрнестиной Дернберг Тютчев встретился на балу в феврале 1833 года. Её муж в тот вечер почувствовал недомогание и уехал. С: Оставляя жену на балу, он сказал Тютчеву: “Поручаю Вам мою жену”. Фраза оказалась роковой. Через несколько дней Дернберг скончался. А через 6 лет после этой встречи и спустя год после смерти первой жены, Тютчев и Эрнестина заключили брак. Тютчев: “Меня охраняет преданное существо, лучшее из когда–либо созданных богом. Я не буду говорить вам про её любовь ко мне, даже вы, может статься, нашли бы её чрезмерной. Но чем я не могу достаточно нахвалиться, это её нежностью к детям и заботой о них, за что я не знаю как и благодарить её.” К: Эрнестина Федоровна Тютчева. Нести. Умница. Красавица. Была предана мужу до конца дней. Сохранилось около 500 писем, написанных Эрнестине. Здесь были родственны не только души, но и умы. 5 кадр: Эрнестина и Тютчев Тютчев: “Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить. Мне, говорящему со всеми.” С: Через 3 года после смерти Тютчева Эрнестина Федоровна нашла в своём альбоме стихотворение, адресованное ей и написанное в 1851 году. Не знаю я, коснётся ль благодать Моей души болезненно–греховной, Удастся ль ей воскреснуть и восстать, Пройдёт ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была– Ты, ты, моё земное провиденье!.. К: Это было сильное переживание. Такое послание с того света, такое признание её важнейшей роли в его судьбе. “Это целое событие в моей безрадостной жизни”, – писала она. С: Это был долгий брак, но Тютчев не был однолюбом. В стихах, обращенных к жене, Тютчев напишет: В разлуке есть высокое значение: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон. А сон – одно мгновенье…. И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен, наконец, проснуться человек. 6 кадр: Портрет Елены Денисьевой. 3 столик: Родина Е., Клягин Д. К: В 1850 году, уже на закате жизни, к поэту пришла глубокая и сильная любовь – он полюбил Елену Александровну Денисьеву. (Чтение стихотворения "Не рассуждай, не хлопочи... ".) Не рассуждай, не хлопочи! Безумство ищет, глупость судит; Дневные раны сном лечи, А завтра быть тому, что́ будет. Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу. Чего желать, о чем тужить? День пережит — и слава Богу. Р: В русскую поэзию вошла лирическая исповедь, роман в стихах, одна из вершин мировой поэзии – знаменитый “Денисьевский цикл” Тютчев: «Последняя любовь»: О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней... Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье, – Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность... О ты, последняя любовь! Ты и блаженство, и безнадежность. Между серединой 1851 и началом 1854 К: Увлечение было столь сильным, что Тютчев, не задумываясь, приносит в жертву этой любви всё: карьеру, положение в обществе, семейный покой. Он не хотел и не мог оставить семью и , заставляя страдать своих домашних, страдал и сам. Тютчев – жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой. Увы, это так, и я вынужден признать, что хоть ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”. 7 кадр: Денисьева и Тютчев. Диалог и чтение продолжаются на фоне музыки. Входят Он и Она с разных сторон условной сцены, становятся друг напротив друга. (ГАЛКИНА Н., БАЙКАЛОВ И.) Он: Ему – 47 лет. Она: Ей – 25. Он: Он отец семейства, светский человек, дипломат. Она: Она воспитанница Смольного института, где учились его дочери от первого брака. Он: Всей душой они полюбили друг друга. Она: Их любовь продлилась 14 лет, до самой смерти Елены Александровны О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей, Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Он: читает стихотворение “Я очи знал” Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина! И в эти чудные мгновенья Ни разу мне не довелось С ним повстречаться без волненья И любоваться им без слез. Между июлем 1850 и серединой 1851 Она: “Мне нечего скрывать, и нет надобности ни от кого прятаться: я более ему жена, чем бывшие его жёны, и никто в мире никогда так не любил и не ценил, как я его люблю и ценю. Никогда никто его так не понимал, как я его понимаю – всякий звук, всякую интонацию его голоса, всякую его мину и складку на его лице, всякий его взгляд и усмешку, я вся живу его жизнью, я вся его, а он мой.” Он: Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной. Она: Их съединенье, сочетанье, Он: И роковое их слиянье, Она: И поединок роковой. Он: О, как убийственно мы любим… 8 кадр: Письма или пламя. Он: Как–то застал её сидящей на полу, с глазами полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые мы писали друг другу. Она: Почти машинально я брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами дорогие моей памяти строки любви и признания и бросала в огонь камина. Тонкие листки корчились в пламени. Она сидела на полу И груду писем разбирала — И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала — Брала знакомые листы И чудно так на них глядела — Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело... И сколько жизни было тут, Невозвратимо пережитой — И сколько горестных минут, Любви и радости убитой... Стоял я, молча, в стороне И пасть готов был на колени, — И страшно-грустно стало мне, Как от присущей милой тени... 9 кадр: Светское общество. Он: “Свет” не принял её и отвернулся. Она: От неё отрекся даже родной отец. (Садятся за столик) Диалог за столиком (несколько учащихся в роли членов светского общества): – Какой скандал в Петербурге! – Денисьевой отказали от дома даже недавние близкие друзья. – Её тётка – инспектриса Смольного – вынуждена уйти из института. – Тютчевым недоволен двор. – От блистательной карьеры придётся отказаться! 10 кадр:Тютчев и Денисьева (чтецы) К.: “Чему молилась ты с любовью” Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала. Толпа вошла, толпа вломилась В святилище души твоей, И ты невольно устыдилась И тайн и жертв, доступных ей. Ах, если бы живые крылья Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья Безмерной пошлости людской! Между июлем 1850 и серединой 1851 С.: Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь её она легла! Жизнь отреченья, жизнь страданья! В её душевной глубине Ей оставались вспоминанья… Но изменили и оне. И на земле ей дико стало, Очарование ушло… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе её цвело. И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слёз! Тютчев: О, как убийственно мы любим… Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. К.: “Не говори: меня он, как и прежде, любит…” Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит... О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу... им, им одним живу я — Но эта жизнь!.. О, как горька она! Он мерит воздух мне так бережно и скудно... Не мерят так и лютому врагу... Ох, я дышу еще болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу. Между июлем 1850 и серединой 1851 К.: Тютчеву суждено было пережить свою любовь.В 1864 году, после рождения сына, Елена Александровна тяжело заболела и умерла. Р.: В последний день жизни она была в бессознательном состоянии, а за окном шёл августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго вслушивалась в шум дождя, осознавая, что умирает. (“Весь день она лежала в забытьи…”) Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Лил теплый летний дождь – его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала – увлечена, Погружена в сознательную думу... И вот, как бы беседуя с собой, Сознательно проговорила (Он был при ней, убитый, но живой): «О, как всё это я любила!» К.: Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому еще не удавалось! О господи!.. и это пережить... И сердце на клочки не разорвалось... Тютчев: “Страшно, невыносимо…сердце пусто, мозг изнеможён.” Тютчев уезжает за границу. Но и там не находит успокоения. В письмах к друзьям он раз за разом вызывает образ любимой Лели. "Не живется, друг мой, не живется. Гноится рана, не зажи нает. Только при ней и для нее был я личностью. Только в ее любви, в беспредельной ко мне любви я сознавал себя. Только ют в состоянии оценить мое положение, кому из тысяч одному выпала доля 14 лет кряду жить такой любовью, как ее любовь, и пережить ее. Теперь все изведано, все решено. Теперь я убе дился на опыте, что этой страшной пустоты во мне ничто не за полнит... Не живется, не живется, не живется... Ничто не помогло, ничто не утешило”. Р.: Дочь Тютчева Анна свидетельствовала: “Отец постарел лет на 15, его бедное тело превратилось в скелет” ТЮТЧЕВ: Читается стихотворение “Накануне годовщины 4 августа 1864 г.” Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня... Тяжело мне, замирают ноги... Друг мой милый, видишь ли меня? Всё темней, темнее над землею — Улетел последний отблеск дня... Вот тот мир, где жили мы с тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня? Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня... Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня? 3 августа 1865 К.: Эрнестина Фёдоровна Тютчева тогда в одном из писем дочерям говорила: “Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина”. ТЮТЧЕВ: А Тютчев писал жене: Всё отнял у меня казнящий бог: Здоровье, силу воли, воздух, сон, Одну тебя при мне оставил он, Чтоб я ему ещё молиться мог. 11 кадр: Тютчев и Амалия. 4 столик: Морозова К., Самохин Д. М: Можно сказать, что одно стихотворение Тютчев писал всю свою жизнь. С: Я встретил Вас, и всё былое В отжившем сердце ожило, Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло М: Начало этих строчек – в цветущей юности, а окончание – в преклонном возрасте, 50 лет спустя. Продиктовало их чувство, в котором он не побоялся признаться на самом краю жизни – чувство к Амалии Крюденер С: Они познакомились в 1823 году. Двадцатилетний чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене Федор Тютчев начал появляться в великосветском обществе. М: Пятью годами моложе его была графиня Амалия Лерхенфельд. Чуть застенчивый, незнатный русский юноша и блестящая 15–летняя красавица почувствовали влечение друг к другу. Все в их отношениях было очень романтично: прогулки по древним улицам Мюнхена, поездки в карете к голубому Дунаю. Золотое время. Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу, в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка в дол глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела... Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день: И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень. <1836> С: За год их знакомства, того самого золотого времени, Тютчев был так очарован своей избранницей, что решился просить руки Амалии. М: Но получил отказ. Её родители предпочли более выгодную партию, барона Крюденера. Пожалела ли когда–нибудь Амалия о своём замужестве? Неизвестно. Но дружеские чувства к Тютчеву сохранила на всю жизнь. Это она привезла в Россию стихи Тютчева, которые впервые были напечатаны там, в журнале А.С.Пушкина «Современник». С: В своей долгой жизни они встречались не часто, но эти редкие встречи радовали обоих. В июле 1840 года их семьи встретились на отдыхе в живописном местечке недалёко от Мюнхена. Тютчев: Из письма Тютчева родителям: “Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и можете легко себе представить, какую радость доставило мне свидание с ней. После России это моя самая давняя любовь. Ей было 14 лет, когда я увидел её впервые. А сегодня 14 лет исполнилось её сыну. Она всё ещё очень хороша собой. И наша дружба, к счастью, изменилась не более, чем её внешность.” М: Летели годы. Прошло 6 лет после смерти Денисьевой, наступила старость. Блаженство сменилось безнадёжностью. И вдруг – время золотое пожелало напомнить о себе. Воспоминание? Нет – очарование. И главное – “и та ж в душе моей любовь”. С: 67–летний Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Сюда, на здешние воды, съезжалась европейская и русская знать. Амалия Максимилиановна с мужем также приехала на лечение. Встреча с пожилой, но всё ещё прекрасной графиней вдохновила поэта на одно из самых чудесных стихотворений. Оно озаглавлено инициалами К.Б. – Баронессе Крюденер. Исполнение романса учеником (2 куплета) М: Была ещё одна встреча, 31 марта 1873 года. Уже разбитый параличом поэт вдруг увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слёзы. Он долго молча на неё смотрел, не произносил от волнения ни слова. Включается запись романса в исполнении И.С.Козловского. 12 кадр: Портрет Тютчева. УЧИТЕЛЬ: Свою последнюю любовь (Денисьеву) Тютчев пережил почти на десять лет. Федор Тютчев умер 15 июля 1873 года. Июль был прекрасный, такой же дивный, как тот, роковой, в котором 23 года назад, день в день, 15 июля “последний романтический поэт” встретил свою последнюю любовь… И в комнате, где он умирал, было почти так же тихо и темно, как в той , где он написал первое стихотворение “денисьевского цикла”: И в мерцанье полусвета, Тайной страстью занята, Здесь влюбленного поэта Веет легкая мечта. | |
|
Всего комментариев: 0 | |