Главная » 2015 Март 3 » Сценарий литературной гостиной для начальной школы
09:29 Сценарий литературной гостиной для начальной школы | |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О ЛЕРМОНТОВЕ. Мы открываем дверь в волшебный мир искусства, В нём Гении живут и Музыка звучит. В том мире никогда Душе не будет пусто, В том мире дух поэта сегодня говорит. Пылающей Душой он обладал. Был молод. Он – странник одинокий. Он для России – сын. Его судьба такая: поэзия и ноты, Колосс Российский пылкий – свободы господин. Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи – Он до сих пор несёт свой Величавый Крест. Культура воспевает о Лермонтове строки, Который нам оставил свой негасимый Свет. (М. Колбина) ------------------------------------------------------------------------------------------------------- Добрый вечер, уважаемые гости, дорогие друзья! Приветствуем вас в литературной гостиной «Он обладал пылающей душой», которая посвящена 200-летию со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Нынешний юбилей поэта – не только благодарная память современников, но прежде всего горделивая веха в культурной жизни России. Имя Лермонтова навечно вошло в её поэтическую плеяду, плеяду гениальных стихотворцев, русских помазанников, творящих своим даром российскую звёздную судьбу. Вот уже 200 ярких и пламенных лет свободный дух Лермонтова живёт в сердце каждого русского образованного человека, входя в него с детства. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Семья. Чтение стихотворения «Желание». Показ герба рода Лермонтовых. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В Общем Гербовнике Дворянских родов Всероссийской империи приводится описание Герба рода Лермонтовых: «В щите, имеющем золотое поле, находится черное Стропило с тремя на нем золотыми четвероугольниками, а под Стропилом черный Цветок. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною. Намет на щите золотой, подложенный красным, внизу щита Девиз: (в переводе) Жребий мой - Иисус». Этот герб красноречиво говорит о древности и величии рода. Род Лермонтовых происходил из Шотландиии, восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Предание гласит, что еще в юности будто бы Лермонт был унесен в страну фей. За семилетнюю верную службу он был награжден даром прорицания. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В поколениях, ближайших ко времени поэта, род Лермонтовых считался уже захудалым; отец его, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. Красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь и наследницу пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протесты своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера". Современники рассказывали о доброте Марии Михайловны, лечившей крестьян, вспоминали, что нередко она играла на фортепьяно и пела, взяв на колени сына. "Когда я был трех лет, - вспоминал Лермонтов, - то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать". Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Стихотворение «Я сын страданья…» Воспитание. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых. Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне. И Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать до 16 лет и во всём советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Ребёнок с самого начала должен был осознавать противоестественность этого положения. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Стихотворение «Ужасная судьба отца и сына…» ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Детство М.Ю. Лермонтова протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами, но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Тарханы. Учёба в Московском университете. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение. Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи. В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов. Раннее творчество поэта заканчивается стихотворением "Нет, я не Байрон, я другой…" (1832 год). Английский писатель оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Он был "властителем дум" молодого поэта. Поэта привлекали герои Байрона, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но страдающие от внутреннего разлада. На восемнадцатилетнего поэта в тесном кругу друзей смотрели как на кандидата в "русские Байроны", но Лермонтов скоро осознал свою индивидуальность. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…» ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение «Парус». ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" - первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы "Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман "Княгиня Лиговская". -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Отрывок из драмы «Маскарад» (монолог Арбенина). Поэтов всегда сопровождали в пути юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли. В белых чистых одеждах ведут они своих избранников по жизни: суровый Данте и нежная Биатриче, Пушкин и Наталья Гончарова, Тютчев и Елена Денисьева, Тургенев и Полина Виардо, Анна Ахматова и Николай Гумилёв…Эти земные спутницы были для них и ангелами, и музами; были не украшением, а жизнью и ярким пламенем и… высокой, холодной звездой. -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Любовь. Инсценировка Талызиной Н.В. Кавказ и его влияние на творчество М.Ю. Лермонтова. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!» Кавказ – одна из главных тем в творчестве поэта. На Кавказе он жил, воевал и погиб. Этот знаменитый край, его природа, жизнь горцев были поэтически воссозданы в стихах, поэмах, прозаических произведениях, в живописи М.Ю. Лермонтова. Судьба даровала поэту близкое знакомство с Кавказом и трагическую гибель в тех местах, которые он любил. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Чтение наизусть стихотворение «Кавказ». -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе. Наизусть отрывок из поэмы «Мцыри». -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Наизусть отрывок из поэмы «Демон». --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Известность, признание и всенародная слава пришли к Лермонтову в трагические январские дни 1837 года. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Звучит фоном музыка. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Редко кто из жителей Петербурга не знал небольшого дома на Мойке с окнами, обращенными на канал, с подъездом под сводами ворот – дома, где жил Пушкин. Вихри снега, подхваченные метелью, пролетали в тот вечер над его кровлей и бились в большие окна, где передвигались то темные фигуры людей, то огонек свечи, поспешно зажигаемый чьей-то рукой и так же поспешно исчезавший. Дверь подъезда беспрерывно открывалась, принимая и выпуская посетителей. Они входили и, пробыв несколько минут, возвращались убитые горем… Лермонтов остановился перед подъездом, не решаясь войти… Стук колес кареты, заглушенный глубоким снегом, уже давно смолк за мостом, а Лермонтов все еще не двигался. Потом он отошел в темный угол у подъезда и заплакал, прижав голову к стене. Никто не слышал, как он бормотал невнятно: -Погиб… Погиб поэт! Дивный гений угасает… …Лермонтов возвращался к себе на Садовую поздно ночью. Он шел, не видя ничего, и сердце его горело от гнева и горя. Никогда еще он не ощущал с такой силой жажды борьбы с тем черным и страшным, что его окружало, и никогда не видел так ясно, что у него в руках есть верное оружие – его поэтическое слово. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Наизусть «Смерть поэта». ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник. На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов. Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Вернувшись из первой ссылки, Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимали совсем иначе. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- А 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом, состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. К счастью, дуэль окончилась бескровно. Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду. Вторая ссылка на Кавказ позволила Лермонтову окунуться в боевую жизнь и на первых же порах отличиться, согласно официальному донесению, «мужеством и хладнокровием» Тайные думы Лермонтова давно уже были отданы РОМАНУ. Он был задуман ещё в первое пребывание на Кавказе. Первое издание романа было быстро раскуплено, и почти сразу появилась критика на него. Почти все, кроме Белинского, сошлись во мнении о том, что Лермонтов в образе Печорина изобразил самого себя, и что такой герой не может являться героем своего времени. Поэтому второе издание, появившееся почти сразу во след первому, содержало предисловие автора, в котором он отвечал на враждебную критику. В «Предисловии» Лермонтов провёл черту между собой и своим героем и обозначил основную идею своего романа. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Отрывок из предисловия к роману «Герой нашего времени». -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ДУЭЛЬ. Дуэли появились в России в первые десятилетия 18 в. среди иностранцев, а затем вошли в обычаи у русского дворянства, несмотря на законы, запрещавшие поединки. Во времена Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению. Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня – 15 июня 1841 года. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- «Когда они отошли от дому на порядочное расстояние, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал ему: – Лермонтов, я тобой обижен, моё терпение лопнуло: мы будем завтра стреляться… Лермонтов громко рассмеялся: - Ты вызываешь меня на дуэль?…(все офицеры захохотали, Мартынов взбесился). Тут видя, что дело идёт к ссоре, офицеры подступили к ним и стали говорить, чтобы они разошлись»… И вот настал роковой вторник – 15 июля 1841 года. Из дневниковой записи: «Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он поднял пистолет и опустил его тотчас же: «Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах… Мартынов задрожал, но промолчал. Лермонтов… поднял пистолет и выстрелил вверх над головой». Затем грянул выстрел Мартынова. Поэт упал… «Мы подбежали, говорили мне бывшие в толпе, он едва дышал; пуля пробила руку и правый бок. По увещеванию секундантов, Мартынов подошёл к Лермонтову и сказал: «Прости, Лермонтов!». Последний хотел что – то сказать, повернулся и умер со своей ужасною погубившею его улыбкою». Видео, стихотворение «Ангел» читает И. Кваша. ГЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА. Для чего приходят Гении на Землю? Гении приходят в этот мир, чтобы подарить человечеству прекрасную частицу себя, оставить людям свои неповторимые поэтические и художественные творения, открыть доселе неизвестные красоты мира. В России 2014 год объявлен Годом Культуры. Пространство культуры уникально по своей природе. Оно существует на Земле много миллионов лет и, именно, Человек наполнил его и продолжает наполнять всем самым прекрасным и ценным, что хочет выразить его Душа в Любви ко всему, что он переживает истинно. Культура – это сам Человек. Она не существует отдельно от нас, она является нашим лицом, нашим образом жизни, нашей способностью думать глубоко и каждодневно менять себя в лучшую сторону, а не наоборот. Гений Культуры живёт в Сердце каждого из нас. Для этого Гения не существует ни времени, ни лет, потому что он соткан из лучей Мира, Добра и Любви. Сохраняя в себе эти качества, любой Человек способен привносить в этот мир Гармонию и в каждодневных трудах взращивать в себе Своего Гения. Рано или поздно этот Гений закружит его в своём божественном Танце Красоты и никогда не отпустит из своих объятий. Вот для чего приходят в этот мир Гении. Они приходят, чтобы научить нас Любить Красоту в себе, Культуру в себе и кружиться с нами в Вечном Танце, что человечество назвало Вальсом. Вальс из музыки к драме «Маскарад». | |
|
Всего комментариев: 0 | |