Главная » 2015 Март 3 » Сценарий литературной гостиной в школе
09:31 Сценарий литературной гостиной в школе | |
Ход урока. I. Орг.момент. Слайд 1 Мы рады видеть вас! Приветствуем, друзья! Ребята собрались сегодня здесь не зря. -А знаете ли вы, кто Чехов был такой? (учитель) - Писателем он был. И с ним знаком любой. (ученик) - А знаете ли вы, какой был человек? (учитель) - Живет в сердцах людей уже второй он век. (ученик) - А знаете ли вы, о чем же он писал? (учитель) - А он писал о том, о чем он много знал: (ученик) Писал он про людей, живущих в время то. И так, как он писал, не пишет уж никто. II. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. Слайд 2 Уучитель: Дорогие гости! Мы пригласили вас в этот кабинет. Сегодня это не просто кабинет. Это гостиная. Что такое гостиная? Гостиная - это комната для приема гостей. Наша гостиная необычная - литературная. Здесь мы будем вспоминать о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Его произведения удивительно современны и сейчас, потому что главное в них – страстное желание нравственного совершенствования человека. Сегодня я приглашаю всех на встречу с А.П.Чеховым и его героями. Надеемся, что эта встреча будет полезной, поможет и нам посмотреть на себя со стороны. III. Основная часть. 1. Актуализация знаний. Учитель. На прошлом уроке мы познакомились с биографией А.П.Чехова. Узнали, где он родился, где учился, чем занимался. Так же познакомились с его семьей. Сейчас я хочу вас пригласить совершить видеоэкскурсию в имение Мелихово. 1892 год – Чехов приобретает имение Мелихово, расположенное недалеко от Москвы. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. В Мелихове отражена деятельность Чехова как писателя, врача, общественного деятеля. - Видеоэкскурсия в дом – музей Чехова «Мелихово». Видео Учитель. Скажите, какие нравственные качества можно отметить в Чехове как человеке? Продолжаем урок. 2. Работа над темой урока. Слайд 2 Оборудование: стол, на столе книга с рассказами Чехова. (Ученица присаживается за стол и читает стихотворение Е. Евстигнеева «Над книгой Чехова»). Москвитина Марина Звучит музыка «Лунная соната». - Тисненый том волнующих рассказов Прочитан от начала до конца… Метель свистит, поет и плачет сразу. Метель доносит звуки бубенца. Никто об этом больше не расскажет! Закрой глаза – и вновь перед тобой Знакомые по книгам персонажи Возникнут зримо длинной чередой. А там, где площадь выметена чисто, При фонарях в вечерней тишине Увидишь на прогулке беллетриста – Знакомую бородку и пенсне. Благодари, встречай его с поклоном, Ведь многое он людям рассказал. Учитель: О чем писал Чехов мы сегодня узнаем на примере рассказа: ««Толстый и тонкий». Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Слайд 3 Учитель. Дома вы познакомились с рассказом А.П.Чехова. - Как называется этот рассказ. («Толстый и тонкий») В этом рассказе встречается много сложных и непонятных слов, давайте проведем словарную работу и выясним их значение. Словарно-лексическая работа. Слайд 4 Губы... лоснúлись — губы блестели так, что даже отсвечивали. Хéрес — сорт крепкого виноградного вина. Флердорáнж — здесь: вид дорогого одеколона с запахом цветов. Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые и состоятельные люди того времени. Навью́чен — здесь: нагруженный так, как вьючное животное. Троекратно облобызáлись — три раза поцеловались; в старину глагол облобызаться употреблялся в высоком стиле; в современном русском языке (в том числе в языке времени А. П. Чехова) это словосочетание носило иронический оттенок. Такой же душóнок и щёголь: душонок — душа компании, красавчик; щёголь — человек, любящий наряжаться, нарядно одетый. Лютерáнство —вероисповеда́ние. Слайд 5 Коллéжский асéссор — гражданский чин 8-го класса, а также лицо, имеющее этот чин. Станислáва имею — орден Станислава. Жáлованье — фиксированное денежное вознаграждение за службу, работу, которое не зависит от объема и качества проделанной работы. Портсигáр — карманная плоская коробка для папирос. Вытянулся во фрунт — встал по стойке смирно. Благоговéние — глубочайшее почтение; здесь это слово употреблено в ироническом ключе. Работа по содержанию текста. Учитель. С чего начинается рассказ Чехова «Толстый и тонкий»? (С неожиданной встречи двух друзей детства на вокзале) Учитель. Опишите героев. (учащиеся зачитывают описание толстого и тонкого). Слайд 6 Учитель. Какие чувства они испытали при встрече? Какой оказалась встреча? (Радостная. Сюрприз.) Учитель. Что успел рассказать о себе Тонкий в первые минуты встречи? Учитель. «А теперь давайте послушаем разговор наших героев». Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Ну, как живешь, друг?...Две звезды имею» (читают Мамедов Э. – слова тонкого, Иванов Е. – слова толстого, Кирдянов К. – слова автора.) Словарная работа. Слайд 7 ( На проекторе – «Табель о рангах». Поясняю учащимся социальное положение героев. Тайный советник - чин 3 класса, которому в армии соответствовало звание генерала, поэтому тонкий и обращается к толстому «ваше превосходительство». Сам же тонкий всего лишь коллежский асессор, чиновник 8 класса) Физминутка. Представьте себя героями рассказа, 1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой попробуйте изобразить радость вашей встречи. 1 - произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?» 2 - смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо». Учитель. «Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника. Слайд 8 Учитель. Как вы думаете, что почувствовал тонкий в этот момент, когда узнал, что толстый - генерал? Аргументируйте свою точку зрения. Учитель. А теперь посмотрим, изменились ли наши герои после этого известия. Выразительное чтение по ролям эпизода рассказа от слов: «Я, ваше превосходительство….некоторым образом». (учащиеся читают слова) Учитель. Чьё поведение кардинально изменилось? Учитель. Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? Зачитайте. Учитель. Как простились друзья детства? Слайд 9 Учитель. Почему толстый ничего не возразил и ушел? Учитель. Но что случилось с тонким? Почему он «вдруг побледнел, окаменел», «съежился, сгорбился, сузился»? Почему его радостное до этого лицо «искривилось во все стороны широчайшей улыбкой»? Что сталось с его речью? Как жутко, что человек способен так унижаться, только лишь почувствовав разницу в служебном положении! Перед нами стоит человек, напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения. Учитель. Сделаем вывод: какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, трусость, неискренность, чинопочитание и т.д.) Учитель. Над какими же проблемами заставляет нас задуматься А.П.Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»? (вопросы добра и зла, социального неравенства, человеческого непонимания и взаимоотношений) Учитель. А сейчас эти проблемы существуют? Вывод. Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником. IV. Обобщение. Учитель. Скажите, похожи ли эти 2 рассказа? Если да, то чем. (герои похожи, резко меняется их отношение к окружающим людям, друзьям, узнав о чине (должности)). V. Итог урока. Заключительное слово учителя. Слайд 10 -Давайте вернемся к автору рассказа. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Потребность делать добро была в нем подлинной и устойчивой. И хотя жизнь его была нелегкой — никто не слышал, чтобы он жаловался. Чехов, как никто другой, умел быть самим собой и в жизни, и в творчестве. Его рассказы учат быть добрыми, бескорыстными, правдивыми. И прежде всего, уважать себя самих. Это и есть та жизнь, к которой Чехов указывает нам путь. Это и есть подлинная настоящая любовь к человеку. В заключение хотелось бы обратиться к словам А.П.Чехова: Слайд 11 «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Учитель: Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учащихся). Учитель: Человек должен быть красив не только лицом и одеждой, но и красив душой и мыслями. Учитель: именно такими людьми я хотела бы, что б стали вы. На этом урок закончен. VI. Оценивание учащихся. Рефлексия. | |
|
Всего комментариев: 0 | |