Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Бальмонта
13:19
Сценарий посвященный творчеству Бальмонта

Ход урока:

I. Орг. Момент.

- На доске записано название темы урока не полностью. Я должна буду чуть позже ее сформулировать. Вы мне поможете? Договорились!

II. Основная часть.

1. Работа над темой.

Звучит фрагмент музыкального произведения.

Сейчас вы послушаете фрагмент из музыкального произведения, а потом я попрошу вас рассказать, что вы представили себе. Закройте глаза и постарайтесь полностью раствориться в музыке.

- Понравилась вам музыка?

- Кто что представил?

- Кто-то узнал, из какого произведения фрагмент, кто композитор? Я рада, что вы правильно определили замысел композитора, без слов угадали образ летящих снежинок.

- А как вы думаете, что навеяло ему эту музыку, что взволновало, тронуло, вдохновило музыканта на создание этой музыки? Природа. Запомните это.

- А как же художники выражают свои мысли и чувства? Красками. Посмотрите на репродукцию картин Шишкина «Зима» и Пластова «Первый снег».

- Что так увлекло, поразило их, что они взялись за кисть и краски. Значит, что их вдохновило на создание таких прекрасных картин? Природа. Запомните это.

- Интересно, а как же работают поэты. Что им помогает создавать стихотворения, которыми мы зачитываемся. Попробуем это понять на примере стихотворения замечательного русского поэта К.Д.Бальмонта.

2. Знакомство с биографией поэта.

- Но сначала, я думаю, интересно будет познакомиться с его биографией, попробуйте запомнить некоторые факты из его жизни.

Ученица рассказывает биографию поэта.

- Более подробно с жизнью и творчеством Бальмонта вы познакомитесь в старших классах. Помогут вам книги из нашей школьной библиотеки, а так же творческие работы старшеклассников.

- Пока мы не составили собственного мнения о творчестве поэта, давайте послушаем, как о нем и его поэзии отзываются другие поэты.

Ученики читают высказывания:

«Его поэзия стала частью той действительности, в которой мы живем, она входит в тот воздух, которым мы дышим».

«Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь природу»

«Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт».

«Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе».

«Поэт с утренней душой»

3. Работа над стихотворением.

- Надеюсь, что после таких трогательных слов в адрес поэта у вас появилось желание познакомиться с его стихотворением. Называется оно просто «Снежинка».

- Вы когда-нибудь разглядывали снежинки? Можно ли сказать, сто это чудо природы? Почему?

- Бывают ли снежинки одинаковые? На что они похожи? Вот посмотрите. Об одной из них написано стихотворение.

Чтение стихотворения учителем.

Работа-проверка первичного воспроизведения.

- Понравилось стихотворение? Очень?

- Почему понравилось? (Эмоциональное, выразительное, красивое)

- А что его делает таким эмоциональным и выразительным, проникновенным? (эпитеты)

- Найдите их и прочитайте.

- Для чего нужны же нам эпитеты, или их должны употреблять только поэты?

- Какое настроение автора вы почувствовали, и с каким чувством он пишет о снежинке?

- Значит, и читать вы должны так, чтобы передать чувства поэта.

Работа по строфам.

- Прочитайте 1-ю строфу. Какие эпитеты создают образ снежинки? Почему поэт называет ее смелой?

- Подберите свои эпитеты. Воздушная. Легкая, нарядная, прозрачная.

- Прочитайте 2-ю строфу. Что означают слова «дорогой бурною»? Как понимаете слова «высь лазурная».

- Прочитайте 3-ю строфу. Найдите слово, с помощью которого описывается движение снежинки (скользит).

- Какой характер движения передает этот глагол? (Плавный, размеренный, медленный)

- Почему Бальмонт называет снежинку умелой?

- Прочитайте 4-ю строфу. Чем отличается ее содержание от предыдущих? (Снежинка достигла цели)

- Каким словом автор заменил слово снежинка? (Звезда)

- Прочитайте 5-ю строфу. Сравните с первой строфой (повтор, но не полный, прилагательные белая и смелая поменялись местами. Вначале поэт восхищался смелостью снежинки, а в конце ее белизной, которую она сохранила до конца пути).

- Какое еще выразительное средство языка, кроме эпитетов использует автор? (Олицетворение). Подтвердите это на примерах.

Деление на части.

- На сколько логических частей можно поделить стихотворение? Почему?

- Как их озаглавить? Дорога на землю. Конец пути.

- С одинаковой интонацией будем читать обе части? Как?

- А как прочтем самые последние 2 строки?

Чтение стихотворения (3 ученика с каждого ряда).

4. Физминутка.

Давайте разомнемся, вспомним, как можно развлекаться зимой.

Нам морозы не беда.

Не страшны нам холода.

Ходим в шубах и ушанках,

И на лыжах спозаранку.

А как? А вот так!

Молодцы! А еще?

А еще берем коньки

И бежим мы на катки.

А как? А вот так!

А потом?

А потом в снежки играем,

Очень метко попадаем.

А как? А вот так!

Наигрались? Да!

5. Работа над цепочкой.

- Ребята, вспомните, какой мы сделали вывод, когда размышляли о том, что побуждает, вдохновляет музыкантов, художников на создание своих произведений? Природа.

- А К.Д.Бальмонт под впечатлением чего написал это стихотворение, его что вдохновило? Природа.

- давайте же составим цепочку, в которой проследим, как же проходит процесс создания, рождения музыки, картин, стихотворений или по-другому, процесс творчества музыкантов, художников, поэтов.

Первое звено в это цепочке найдено: ПРИРОДА.

- Какое будет второе звено? Природа, мы говорили, впечатляет, волнует, вдохновляет. Значит, им наступает такое состояние души, что поможет написать. Второе звено: ВДОХНОВЕНИЕ.

- А дальше рождается результат: ТВОРЧЕСТВО.

Звучит музыка.

- Помогите мне закончить тему урока: Природа – источник вдохновения и творчества. Спасибо.

6. Творческая работа.

- Ну, а теперь пришло время показать свое творчество. Я надеюсь, что К.Д.Бальмонт и его возвышенное стихотворение вдохновили вас на творчество. Вспомните, как закончили путь снежинки.

- А могла ли снежинка упасть не на землю, а куда-то еще? Представьте себя в образе снежинки «Я – снежинка» и напишите мини-сочинение, в котором отразите ответы на 3 вопроса: Я какая? Куда? Зачем? Работа групповая. Вам она знакома. Обдумывайте, обсуждайте, выбирайте лучшее и записывайте. Помните, какие выразительные средства языка украшают нашу речь.

Анализ сочинений.

III. Итог урока.

Сегодня на уроке мы восхищались творчеством композитора, художников, поэта, изучали процесс творчества на их примерах и учились творить сами. Такую работу будем продолжать. И как продолжение – домашнее задание.

Д/з:

Стихотворение наизусть.

По желанию стихотворение на стенде дополнительно наизусть.

Иллюстрация к стихотворению.
Категория: Юбилей писателей и поэтов | Просмотров: 656 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar