Главная » 2015 Март 2 » Сценарий посвященный творчеству Фета
13:13 Сценарий посвященный творчеству Фета | |
«О, если б без слова Сказаться душой было можно!» А.А. Фет «Если хочешь ты душу Мою разгадать, То прочти со вниманием Эту тетрадь». А.А. Фет Звучит музыка «Интродукция и рондо – каприччиозо» К. Сен-Санса. 1 чтец: «Учись у них - у дуба, у берёзы...” «Только встречу улыбку твою...» «Встречу ль яркую в небе зарю" 2 чтец: «Чудесная картина» 3 чтец: «Страницы милые опять…» Ведущий: «Творчество Афанасия Афанасьевича Фета - одна из вершин русской классической поэзии. Он творил в 40-80 годы XIX века. От тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря за обновлённую Россию, Фет уходит в сферу "чистого искусства". Более того, объявил борьбу прогрессивному направлению. Ведущий: К сожалению, и при жизни, и долгое время после смерти поэта, его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций. Следует отменить, что поначалу появление лирических откровений Фета сопровождалось положительными откликами. Давая оценку таланта молодого автора, Белинский писал: " Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет». Это же отмечал и Н.А. Некрасов: "Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит господин Фет". Ведущий: Позднее, когда накануне крестьянской реформы 1861 года и после неё обострились социальные противоречия, и на страницах журнала "Современник” развернулась общественно - политическая борьба, оценка творчества Фета резко изменилась. Революционно - демократическая критика отзывается о нём недоброжелательно. Добролюбов писал: «…Господин Фет очень верно выражает неопределенные впечатления природы, и, однако же, отсюда вовсе не следует, чтобы его стихи имели большое значение в русской литературе…». Собрание сочинений Фета, появившееся в 1867 году, было встречено градом насмешек и оскорблений. "В семье второстепенных русских поэтов, - писал Салтыков-Щедрин, - господину Фету, бесспорно, принадлежит одно из видных мест». А Писарев утверждал, что произведения Фета ни на что не годны, кроме как «для оклеивания комнат под обои и для завёртывания сальных свечей, мещерского сыра и копчёной рыбы …» А товарищ Писарева Зайцев потешался: «Он в стихах придерживается гусиного миросозерцания»; «Такого занятия, как выдумывать такие стихи, ничем не отличается от перебирания пальцами, которому с наслаждением предаются многие купчихи». Точку над «i» поставил Чернышевский: «И есть у него пьесы, очень миленькие. Только все они такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если б выучилась писать стихи, - Везде речь идет лишь о впечатлениях и желаниях, существующих и у лошадей, как у человека. Я знавал Фета. Он положительно идиот: идиот, каких мало на свете. Но с поэтическим талантом». Ведущий: Отношение к творчеству Фета изменилось в начале XX века, когда последовали одно за другим выступления поэтов – символистов Бальмонта, Брюсова и других, а также многочисленные статьи, в которых подчеркивались высокие достоинства его произведений. Лев Толстой писал: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется непонятная лирическая дерзость - свойство великих поэтов?». Сам Фет однажды заявил: «Поэт тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». Ведущий: После 1917 года поэзия Фета, как и эстетическая теория «чистого искусства», вновь была подвержена острым нападкам. Мы попробуем сегодня погрузиться в историко-литературную атмосферу второй половины XIX века, понять суть литературно-критических столкновений, определить истинный смысл понятия "чистое искусство», а главное - попробовать разгадать тайну поэтического феномена Фета. Ведущий: Жизнь поэта прошла под знаком невзгод и злоключений. Уже само рождение Фета вызвало массу кривотолков, угрожавших немалыми неприятностями его будущей репутации. Сын Шарлотты - Елизаветы Фет, жены немецкого чиновника из Дармштадта, появился на свет не в Германии, а в России, в доме орловского помещика А.Ф. Шеншина (Шенши́н), с которым решила связать свою судьбу молодая чиновница. Слухами о дерзости, убежавшей от своего законного супруга немке и её незаконнорожденном отпрыске наполнились гостиные помещичьих усадеб Орловской губернии. Ведущий: Детство Фета было безрадостным. Вспоминая о нём. поэт писал в 1850 году И. П. Борисову: «С тобой, мой друг, я люблю окунаться душой в ароматный воздух первой юности, только при помощи товарища детства душа моя об руку с твоей любит пробегать по оврагам, заросшим кустарником и ухающим земляникой и клубникой, с которых спускали нас деревенские лошадки, - но один я никогда не уношусь в это детство - оно представляет мне совсем другие образы - интриги челяди, тупость учителей, суровость отца, беззащитность матери и переживания в страхе изо дня в день». Ведущий: Образование Фет получил в немецком частном пансионе Крюммера, находившемся в Лифляндии (Эстония). Учеба в немецкой школе была определена тем, что Орловское губернское правление отказалось считать его сыном помещика Шеншина, лишив тем самым Фета не только наследства, но и права называть себя русским. Ведущий: С тех пор под любым документом он должен был подписываться: «К сему иностранец Афанасий Фет руку приложил». Ведущий: Насмешки, подтрунивание, и порой издевательства сопровождали Фета на протяжении всей учёбы в пансионе. В 1838 году будущий поэт поступил в Московский университет, на словесное отделение философского факультета. В университетские годы возникла дружба Фета с Аполлоном Ушгорьевым, поэтом, а впоследствии - известным критиком. Ушгорьев ввёл его в кружок талантливой московской молодежи, среди которой выделялись литераторы Соловьёв и Полонский. С посещением этого кружка во многом связано возникновение интереса Фета к поэзии и поэтическому творчеству. В 1840 году литературные опыты поэта оформились в первый поэтический сборник «Лирический пантеон». Большинство стихотворений, вошедших в него, написаны под влиянием Байрона и Гёте. И всё же, несмотря на бросающееся в глаза подражательство, критика отнеслась к нему доброжелательно. Ведущий: У Фета появилась мечта сосредоточиться исключительно на поэзии, жить для неё и творить во имя неё. Однако литературные заработки были скудными, а надежды на наследство не оправдались. В 1845 году после окончания университета, Фет идет на военную службу: унтер - офицером в Кирасирский орденский полк. Ведущий: Только ли безденежье толкнуло молодого поэта на этот шаг? В своих мемуарах Фет впоследствии скажет: «Офицерский чин в то время давал потомственное дворянство». Долгие годы унижений вырастили в его душе желание вернуть утраченные дворянские привилегии, надежды на наследство. Однако и здесь Фета подстерегала неудача. Николаевский Манифест 1845 года затруднял доступ во дворянство представителям других сословий, определив присвоение звания дворянина тем, кто дослужился до чина майора, а указ Александра II и вовсе разрушил Фетовский «воздушный замок", обозначив точку отсчета чином полковника. Ведущий: Такова первая половина «будничного» существования Фета. Но ведь была же и другая, та, которой он посвятил весь свой досуг, ночные бдения, та, которую он называл «мечтами и снами». В 1856 году он оставляет службу, но не прекращает литературной работы. Его стихотворения печатаются в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Москвитянин», «Репертуар и пантеон». Что же это за стихи? Какие темы находил Фет для своих поэтических откровений? Ведущий: Красота природы, одушевление её, любовь, искусство – вот темы его стихотворений. К тому же сам Фет подчеркивал, что тему любви он считал особенно значительной. Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой, окутанный дымкой таинственности, то приближается, то удаляется, но никогда не останавливается у той черты, подле которой он стал бы узнаваем читателем. Что же это за образ? Кому принадлежат неясные, едва различимые черты «добра и красоты в чертах твоих слиянье», «ангел красоты и грусти»? Ведущий: Военная служба, которой Фет вынужден был отдать лучшие годы жизни, протекала скучно и однообразно. В кругу офицеров и среди знакомых помещиков не было близкого по духу Фету человека. Духовная изоляция становилась невыносимой. Как раз в это трудное время и произошло его знакомство с херсонским помещиком Бржеским, который становится преданным другом молодого офицера. Через Бржеского Фет познакомился с дочерью многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала Лазича – Марией. (Только раз бываем в жизни встреча, только раз мне хочется любить) Ты раз явилась мне, как дивное виденье, Среди бесчисленных, бесчувственных людей, - Но быстры молодость, любовь и наслажденье, И слава, и мечты, а ты ещё быстрей. Мне что-то новое сказали эти очи, И новой истиной невольно грудь полна, - Как будто на заре, подняв завесу ночи, Я вижу образы пленительного сна. Ведущий: Мария Кузьминична Лазич была серьёзной, образованной девушкой, прекрасным музыкантом, любительницей стихов, поэзии. Её симпатичная наружность и внутренняя красота покорили сердце молодого поэта, а сама она безоглядно и безрассудно влюбилась в того, чьи стихи считала вершиной совершенства. 4 чтец: «Шепот, робкое дыханье...» романс «Я тебе ничего не скажу», муз. Т. Толстой. Ведущий: Весной 1849 года Фет писал другу детства Борисову: «Я встретил существо, которое люблю - и что ещё, глубоко уважаю…». 5 чтец: «Я пришел к тебе с приветом..." 6 чтец: «В лунном сиянье» романс «На заре ты ее не буди» муз. А. Варламова. 7 чтец: «Ещё майская ночь» романс «Средь шумного бала» муз. Т. Толстой. 8 чтец: «Сияла ночь, луной был полон сад» Малинин «Ночь, какая лунная была» Малинин танго «В лунном саду хочу я» Ведущий: Казалось бы, чего ещё надо! Женись - и будь счастлив. Это ли не твоя судьба? Но все чаще в письмах Фета звучит фраза: « Но у ней ничего и у меня – ничего». Помнишь час последнего свиданья! Безотраден сумрак ночи был; Ты ждала, ты жаждала признанья — Я молчал: тебя я не любил. Холодела кровь, и сердце ныло: Так тяжка была твоя печаль; Горько мне за нас обоих было, И сказать мне правду было жаль. Но теперь, когда дрожу и млею И, как раб, твой каждый взор ловлю, Я не лгу, назвав тебя своею И клянясь, что я тебя люблю! Ведущий: Постепенно, расчетливый разум человека, решившего вопреки превратностям судьбы стать состоятельным и независимым, берет верх над, сердцем поэта, узнавшим прелесть чистой любви и надеявшимся на семенное счастье. Летом 1850 года Борисов получил письмо от Фета, в котором уже слышатся холодные, быть может, даже безжалостные ноты: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений… Этот несчастный гордиев узел любви или как хочешь, назови, который чем более распутываю, все туже затягиваю, а разрубить мечом не имею ни духу, ни сил. Знаешь, втянулся в службу, а другое все только томит, как кошмар…». Возвышенная любовь не выдержала столкновений с житейским расчетом. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. (Звучит печальная музыка) Романс «Не уходи, побудь со мною» Долго снились мне вопли рыданий твоих,- То был голос обиды, бессилия плач; Долго, долго мне снился тот радостный миг, Как тебя умолил я - несчастный палач. Проходили года, мы умели любить, Расцветала улыбка, грустила печаль; Проносились года,- и пришлось уходить: Уносило меня в неизвестную даль. Подала ты мне руку, спросила: "Идешь?" Чуть в глазах я заметил две капельки слез; Эти искры в глазах и холодную дрожь Я в бессонные ночи навек перенес. Романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду» Ведущий: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили во всех родовых имениях Херсонской губернии: Мария сгорела. Пожар возник, как полагали, от неосторожно брошенной спички. Те, кто знал о её душевном состоянии, её душевной драме, считали, что это самоубийство. Эта же мысль не давала покоя и Фету. 9 чтец: Я верить не хочу! Когда в степи, как диво, В полночной темноте, безвременно горя, Вдали перед тобой прозрачно и красиво Вставала вдруг заря. И в эту красоту невольно взор тянуло, В тот величавый блеск за темный весь предел - Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: Там человек сгорел! Ведущий: Вчерашняя бесприданница, та, которая по одному его слову отправилась бы за ним на край света, зримая и покорная, в одно мгновение стала недосягаемой, непреклонной и царственно величественной как беспредельное звездное небо, куда унеслась её грешная душа. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так близко, так возможно, погибло. И виновником был он сам. Любовь, которую он заточил в глубинах своего холодного сердца, вырвалась на свободу, но навсегда осталась несчастной и безысходной. Образ Марии Лазич в ореоле трогательного чистого чувства мученической смерти приковал поэтический талант Фета и до последних дней его жизни был источником вдохновенных строк, исполненных раскаяния, грусти и любви. (Малинин «Дай, Бог»; «Не позабудь былые увлеченья») 10 чтец: Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Все, что давно-давно утрачено душой. Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь. Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как в тот ужасный час, когда прощались мы. А я доверился предательскому звуку — Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! — Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь. Ведущий: Итальянские скрипичных дел мастера говорили, что лучшие по звучанию скрипки получаются из той ели, которую поразила молния. Трудно представить себе, что обугленный кусочек древесины может превратиться в прекрасный музыкальный инструмент, способный выразить самые сокровенные чувства человеческой души. Сожженная молнией равнодушия и расчета любовь Фета к Марии Лазич превратилась неожиданно, быть может, для него самого в ту волшебную скрипку, которой стала его поэзия. 11 чтец: «Ты отстрадала, я ещё страдаю» («… не избегай») Ведущий: Главное отличие любовной лирики Фета от подобной темы, разрабатываемой другими русскими поэтами, в том, что женский образ в лирике Фета тяготит не «ко временному», а «к вечному». В своем стремлении к вечным идеалам красоты и женственности Фет опередил свое время и предвосхитил поэзию русского символизма, не случайно русские символисты называли классика своим предшественником. (Музыка) Фет - певец русской природы. Пейзажные зарисовки Фета насыщены множеством деталей. Фет замечает едва уловимые движения света и воздуха, малейшие изменения цветовой гаммы пейзажа и, выбрав на словесной палитре необходимые краски, фиксирует свои впечатления; превращая мгновенья в вечное. Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. Вспомнив фетовское: «В каждый гвоздик душистой сирени», «0пять серебряной змеёй через сугробы поползли», «Вечерний дождь звездами начал стучать...» Эти строки в XIX веке вызывали непонимание у многих, становясь предметом литературных пародий. Объясняется это тем, что Фет, в отличие от своих собратьев по перу, обладал ярко выраженным ассоциативно - метафорическим мышлением, которое предполагало и соответствующие выразительные средства. Стихи о природе: «Первый ландыш» «Степь вечером» «Ласточки пропали» «Вечер» «Какая ночь, как воздух чист» «Заря прощается с землёю» Немногие писатели, современники поэта, поняли глубинный смысл его поэтических поисков. Пожалуй, только Л. Толстой и Достоевский сумели оценить его творчество. Л. Толстой с восторгом вопрошал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». П.И. Чайковский говорил о том, что Фету «дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова. Это не просто поэт, скорее поэт - музыкант…». Музыкальность лирики Фета отмечена не только Чайковским. На слова его произведений сочиняли музыку Танеев, Римский-Корсаков, Варламов, Балакирев, Рахманинов… Романс «Я тебе ничего не скажу» Ведущий: Здесь уместно вспомнить резкие выпаду против Фета революционно – демократического лагеря (Чернышевский, Писарев), которые советовали использовать страницы его поэтических сборников «для завертывания сальных свечей, мещерского сыра, копченой рыбы». Фет принадлежал к той группе литераторов, которые считали, что вечными темами могут быть только вечные любовь, природа. Поэтическое искусство, полагали они, не может считаться свободным, если оно имеет какие-либо социальные темы. Чуть позже он заявил: «Произведения, имеющие какую-либо дидактическую тенденцию – дрянь». Как видим, Фет был истинным приверженцем «чистого искусства». Его мысли: «Если песня бьёт по сердечной струне слушателя, то она истинна и правдива…», поэзия должна обходиться без «наставлений, нравоучений и всяческой дидактики…» - не могли быть приняты революционно-демократической критикой. Поэтому они стремились «уничтожить» фетовскую поэзию, которая не отвечала их требованиям. Оценка творчества Фета была заведомо искажена, и долгое время мы не имели возможность почувствовать всю прелесть его произведений. Но сегодня интимная лирика Фета и его пейзажные зарисовки воспринимаются как «новое слово» в искусстве. Новое, несмотря на то, что оно было сказано более ста лет тому назад. Одно из стихотворений Фета. Музыка. «Еще люблю, еще томлюсь». | |
|
Всего комментариев: 0 | |