Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Карамзина
13:07
Сценарий посвященный творчеству Карамзина

Тема урока: «История одной любви» (По повести Карамзина «Бедная Лиза»)

Эпиграф урока: «А счастье было так возможно…» (А.С. Пушкин)

Цели урока:

Образовательная: проанализировать повесть «Бедная Лиза», углубить понятие о сентиментализме.

Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

Развивающая: развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

.

Оборудование урока: портрет Карамзина Н.М., презентация с видами Москвы,аудиозапись романса, репродукция картины О.А.Кипренского «Бедная Лиза».

Стадия вызова.

Что вы можете сказать о сентиментализме, как о литературном направлении?

-А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе?

1.Реализация индивидуального домашнего задания.(Сообщение учащихся о Карамзине)

- Прочитайте слова А.С. Пушкина, записанные на доске. Как вы их поняли?

(Работа со словами Пушкина «Карамзин – великий писатель во всем смысле этого слова».)

Стадия осмысления. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (1792г.)

- Почему эту повесть мы можем отнести к произведениям сентиментализма?

- Что главное в повести, о чем она?

- Какую форму повествования выбирает автор?

- Кто является главными героями повести?

( Работа по тексту.)

- Какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят?

- Что вы можете сказать о Лизе по первым страницам повести?

- Какими словами Лиза успокаивает матушку? О чем говорят эти слова?

- О чем мечтает мать Лизы?

- Какие слова сказали нам, что родители Лизы жили в любви, были верны друг другу? ( И крестьянки любить умеют)

- Каков вывод ? (Для Лизы они были примером, и она мечтала о такой же любви)

- Перечитаем по ролям первую встречу Лизы с прекрасным незнакомцем.

- Ландыши – это символ чего?

- Что рождает в душе Лизы эта первая встреча?

- Как Лиза отреагировала на матушкины предостережения насчет молодого человека?

- Как ведет себя Лиза на другой день? А ландыши?

- Но вот Эраст появляется у неё в комнате, каково на сердце у Лизы? Прочитайте.

- Матушка сказала дочери «Если бы жених твой был таков»…Какой ответ мы услышали? О чем напоминают эти слова?

- Почему Лиза не может спать ночью. Прочитайте этот эпизод.

- Какую роль играет здесь пейзаж?

- Туман – символ чего? Объясните значение этого слова в данном контексте.

- Какие слова Эраста уничтожили раздумья, опасения Лизы, привели её в восторг? (Милая Лиза! Я люблю тебя…)

- Какое сравнение использует здесь Карамзин? (Небесная, восхитительная)

- Каким стало для Лизы утро? (Значит природа разделяет с ней прекрасные чистые чувства) Прочитайте.

- Матушка строит планы замужества Лизы. Какова реакция Лизы, Эраста? («плачет», он утешает её, обещает ей вечный рай в деревне или дремучем лесу. Лиза в упоении всё забыла, она забыла и себя, но после этого ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет)

- Обратимся к тексту, где Карамзин говорит о минутном счастье любви, Лизе и Эрасту суждено было испытать это, они ничего не боялись, ни о чём не думали, но здесь Карамзин предупреждает, что необходим рассудок и в любви. Прочитайте («Заблуждение прошло в одну минуту…»)Как реагирует природа?

- Есть ли у Лизы прежнее счастье?

- Прочитайте сцену расставания.

- Как называет Лиза дни без Эраста? (Дни тоски и горечи)

- Как автор показал нам, что природа сочувствует Лизе? («Печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенаниями»)

- Лиза живет мечтами, что она будет счастлива. Пришло ли счастье к Лизе, что случилось?

- Прочитаем, проследим по тексту, что случилось с Лизой, после встречи с Эрастом.

Вывод учителя:

Карамзин нам показал, что Лиза полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнение, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Всё это – проявление безграничной любви

- Какой смысл имеет эпитет « бедная»?

- А теперь обратимся к Эрасту, испытал ли он в своей жизни чувство большой любви? Кто он?

- Что значит для него любовь Лизы?

- Выдержал ли он это испытание? Умеет ли он любить?

- Какова позиция автора по отношению к Эрасту? («Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его»)

- Природа связана с Лизой в её радостях и печалях, а связана ли природа с Эрастом?

- Прочитайте последней абзац повести. О чем вам сказала фраза «был несчастлив»?

Значит, что нужно для счастья человеку?

3 Стадия рефлексии.

-А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «А счастье было так возможно…»

- Почему же не состоялось счастье героев?

( Прослушивание романса в исполнении В. Понаморевой «Любовь – волшебная страна» из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»).

Заключительное слово учителя:

В конце 18 века повесть «Бедная Лиза» в России была очень популярна. Карамзин в небольшом по объему произведении сумел открыто высказать себя: он воспел любовь, как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать её. Место, описанное Карамзиным, близ Симонова монастыря, стало местом паломничества, особенно молодежи. Художники создавали картины, на которых старались запечатлеть скромную красоту и нравственную чистоту русских крестьянских девушек. О.А. Кипренский – художник-романтик создал портрет – картину так и названную «Бедная Лиза», да ещё на обороте холста написал «навеяно повестью Карамзина». Писатели 19, 20 века вновь и вновь обращались к вечной теме любви. Но и в наши время повесть не потеряла своей популярности, в наших театрах поставлены спектакли по Карамзину.

Домашнее задание:

Раскрыть смысл следующих слов: «Он не мог утешиться и почитал себя убийцею…

Теперь, может быть, они уже примирились.»

О чем свидетельствует эти фразы. Подготовить письменную работу.
Категория: Юбилей писателей и поэтов | Просмотров: 2049 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar