Главная » 2015 Март 2 » Сценарий посвященный творчеству Карамзина
13:07 Сценарий посвященный творчеству Карамзина | |
Эпиграф урока: «А счастье было так возможно…» (А.С. Пушкин) Цели урока: Образовательная: проанализировать повесть «Бедная Лиза», углубить понятие о сентиментализме. Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства. Развивающая: развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки. . Оборудование урока: портрет Карамзина Н.М., презентация с видами Москвы,аудиозапись романса, репродукция картины О.А.Кипренского «Бедная Лиза». Стадия вызова. Что вы можете сказать о сентиментализме, как о литературном направлении? -А кто, по-вашему, является основоположником этого направления в русской литературе? 1.Реализация индивидуального домашнего задания.(Сообщение учащихся о Карамзине) - Прочитайте слова А.С. Пушкина, записанные на доске. Как вы их поняли? (Работа со словами Пушкина «Карамзин – великий писатель во всем смысле этого слова».) Стадия осмысления. Художественный анализ повести «Бедная Лиза» (1792г.) - Почему эту повесть мы можем отнести к произведениям сентиментализма? - Что главное в повести, о чем она? - Какую форму повествования выбирает автор? - Кто является главными героями повести? ( Работа по тексту.) - Какой характер носят чувства героев, как они развиваются, к чему приводят? - Что вы можете сказать о Лизе по первым страницам повести? - Какими словами Лиза успокаивает матушку? О чем говорят эти слова? - О чем мечтает мать Лизы? - Какие слова сказали нам, что родители Лизы жили в любви, были верны друг другу? ( И крестьянки любить умеют) - Каков вывод ? (Для Лизы они были примером, и она мечтала о такой же любви) - Перечитаем по ролям первую встречу Лизы с прекрасным незнакомцем. - Ландыши – это символ чего? - Что рождает в душе Лизы эта первая встреча? - Как Лиза отреагировала на матушкины предостережения насчет молодого человека? - Как ведет себя Лиза на другой день? А ландыши? - Но вот Эраст появляется у неё в комнате, каково на сердце у Лизы? Прочитайте. - Матушка сказала дочери «Если бы жених твой был таков»…Какой ответ мы услышали? О чем напоминают эти слова? - Почему Лиза не может спать ночью. Прочитайте этот эпизод. - Какую роль играет здесь пейзаж? - Туман – символ чего? Объясните значение этого слова в данном контексте. - Какие слова Эраста уничтожили раздумья, опасения Лизы, привели её в восторг? (Милая Лиза! Я люблю тебя…) - Какое сравнение использует здесь Карамзин? (Небесная, восхитительная) - Каким стало для Лизы утро? (Значит природа разделяет с ней прекрасные чистые чувства) Прочитайте. - Матушка строит планы замужества Лизы. Какова реакция Лизы, Эраста? («плачет», он утешает её, обещает ей вечный рай в деревне или дремучем лесу. Лиза в упоении всё забыла, она забыла и себя, но после этого ей кажется, что «прежнего» счастья уже не будет) - Обратимся к тексту, где Карамзин говорит о минутном счастье любви, Лизе и Эрасту суждено было испытать это, они ничего не боялись, ни о чём не думали, но здесь Карамзин предупреждает, что необходим рассудок и в любви. Прочитайте («Заблуждение прошло в одну минуту…»)Как реагирует природа? - Есть ли у Лизы прежнее счастье? - Прочитайте сцену расставания. - Как называет Лиза дни без Эраста? (Дни тоски и горечи) - Как автор показал нам, что природа сочувствует Лизе? («Печальная горлица соединяла жалобный голос свой с её стенаниями») - Лиза живет мечтами, что она будет счастлива. Пришло ли счастье к Лизе, что случилось? - Прочитаем, проследим по тексту, что случилось с Лизой, после встречи с Эрастом. Вывод учителя: Карамзин нам показал, что Лиза полюбив, проходит через разные психологические состояния: за короткое время любви она испытала робость, волнение, надежду, радость, счастье, тревогу, грусть, тоску, страх, отчаяние и, наконец, потрясение. Всё это – проявление безграничной любви - Какой смысл имеет эпитет « бедная»? - А теперь обратимся к Эрасту, испытал ли он в своей жизни чувство большой любви? Кто он? - Что значит для него любовь Лизы? - Выдержал ли он это испытание? Умеет ли он любить? - Какова позиция автора по отношению к Эрасту? («Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его») - Природа связана с Лизой в её радостях и печалях, а связана ли природа с Эрастом? - Прочитайте последней абзац повести. О чем вам сказала фраза «был несчастлив»? Значит, что нужно для счастья человеку? 3 Стадия рефлексии. -А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока «А счастье было так возможно…» - Почему же не состоялось счастье героев? ( Прослушивание романса в исполнении В. Понаморевой «Любовь – волшебная страна» из фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»). Заключительное слово учителя: В конце 18 века повесть «Бедная Лиза» в России была очень популярна. Карамзин в небольшом по объему произведении сумел открыто высказать себя: он воспел любовь, как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать её. Место, описанное Карамзиным, близ Симонова монастыря, стало местом паломничества, особенно молодежи. Художники создавали картины, на которых старались запечатлеть скромную красоту и нравственную чистоту русских крестьянских девушек. О.А. Кипренский – художник-романтик создал портрет – картину так и названную «Бедная Лиза», да ещё на обороте холста написал «навеяно повестью Карамзина». Писатели 19, 20 века вновь и вновь обращались к вечной теме любви. Но и в наши время повесть не потеряла своей популярности, в наших театрах поставлены спектакли по Карамзину. Домашнее задание: Раскрыть смысл следующих слов: «Он не мог утешиться и почитал себя убийцею… Теперь, может быть, они уже примирились.» О чем свидетельствует эти фразы. Подготовить письменную работу. | |
|
Всего комментариев: 0 | |