Главная » 2015 » Март » 2 » Сценарий посвященный творчеству Пришвина
13:24
Сценарий посвященный творчеству Пришвина

Цель:

- воспитание любви к малой Родине на основе литературного краеведения.

Задачи:

- познакомить с жизнью и творчеством знаменитого писателя-земляка М.М.Пришвина;

- развивать творческие способности учащихся;

-обучать основам актерского мастерства;

-формировать эстетический вкус через оформление рисунков к произведениям М Пришвина;

- формировать литературно-художественный вкус через осмысленное, выразительное чтение произведений писателя;

- расширять читательский кругозор обучающихся.

Оборудование:

-книжная выставка «В гостях у Пришвина»,

- реквизиты к инсценировкам отрывка из сказки В.А.Жуковского (колодец, ковш в колодце и т.д.), рассказов М.Пришвина «Лоси»,

-презентация «В гостях у Пришвина»

- кинофильм «Мальчики» (режиссер Рената Григорьева),

-рисунки учащихся к произведениям М.Пришвина.

Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы побываем с вами в гостях у удивительного человека, знаменитого писателя Михаила Михайловича Пришвина. Мы откроем лишь маленькую страничку в его биографии, а именно годы обучения в Елецкой мужской гимназии, т.к именно в то время с Пришвиным произошел случай, имевший большое значение в его творческой судьбе. Итак, «В гостях у Пришвина».

Инсценировка сказки В.А.Жуковского

Рассказчик:

Жил-был царь Берендей, до колен борода. Уж три года был женат и жил в согласии с женою, но всё им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство. Он простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он к царской столице своей подъезжал, на поле чистом в знойный день отдохнуть рассудил: разбил палатку. Душно стало царю под палаткой и смерть как захотелось выпить студеной воды. Но поле было безводно. Как быть? Что делать? Вот он решил сам объехать все поле, авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь. Заглянул в него: он полон водою до самых краев, золотой ковшик плавает. Царь Берендей за ковшик – не тут-то было: ковшик прочь от руки. «Постой же!- подумал царь Берендей - Я напьюсь без тебя». И недолго сбираясь, жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула вся его борода. Напившись вдоволь, хочет он поднять голову, да не может. Трясет, вертит он головою,- держат его, да и только.

Царь Берендей (кричит):

- Кто там? Пустите!

Голос Кощея Бессмертного из воды:

- Не трудись царь понапрасну, я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай мне то, что у тебя есть и чего ты не знаешь.

Царь Берендей:

- Изволь, я согласен!

Голос Кощея Бессмертного:

- Смотри же, слово сдержи, чтобы себе не нажить ни попрека, ни худа.

Рассказчик:

Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь… О том, что случилось дальше, вы узнаете из сказки Василия Андреевича Жуковского

«О царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери».



1-ый ведущий:

Эту сказку любил слушать в детстве М.М.Пришвин. Он чувствовал себя героем, который борется со злым Кощеем, совершает подвиги, защищает прекрасную Марью…

2-ой ведущий:

М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда. С детства он любил природу родного края:

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями.



1-ый ведущий:

С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык.

2- ой ведущий:

Отец его умер рано, Миша его почти не помнил. Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование. Получить образование, необходимое для поступления в университет, можно было в Елецкой мужской гимназии.

1 ученик:

Елецкая мужская гимназия была открыта в сентябре 1871 года в здании бывшего уездного училища, то есть в здании, в котором сейчас находится библиотека и кабинеты технологии. В здании имелось 8 классных комнат, которых было достаточно для пятидесяти гимназистов. Но не было места для учительской, для библиотеки, для занятий гимнастикой. К тому же уже на втором году обучения в гимназии числилось 195 воспитанников. Поэтому решено было построить новое здание. Здание строилось в основном на пожертвования граждан города. Большую сумму внес промышленник Поляков. Уже в сентябре 1875 года гимназисты начали учебный год в нынешнем здании.



2 ученик:

Вот как описывает Иван Алексеевич Бунин свои первые впечатления от гимназии: «…праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор её, сверкающие на солнце стекла и медные ручки дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и торжественность первой молитвы перед учением в сборной зале…».

3 ученик:

Чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступительные экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Миша Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году. В учебном заведении того времени были установлены определенные требования к внешнему виду, поведению гимназистов.

4 ученик:

Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную форму одежды: костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой ЕГ (Елецкая гимназия), поясной ремень с пряжкой, на котором значились те же буквы, и серую шинель. Шапки и валенки зимой носить запрещалось. Во всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только на «Вы». Требовалось быть вежливым, громко не разговаривать.

5 ученик:

Категорически запрещалось курить. Гимназистам разрешалось находиться на улице одним, без родителей, только до 6 часов вечера. Причем, для посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно получить письменное разрешение от инспектора и только на воскресный или праздничный день. Каждому гимназисту, попавшемуся без такого разрешения дежурному надзирателю, оценка за поведение снижалась на 1 балл. А это являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в университет, т.к. выпускников гимназии, имевших по поведению оценку «4», туда не принимали.

Библиотекарь:

Чтобы вы более полно могли представить себе учеников-гимназистов 19 века, т.е. того времени, когда учился Михаил Пришвин, предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мальчики». Этот фильм снимался в 1996 году в нашем городе, в нашей школе. Диск с фильмом нашей школе подарила режиссер Ренита Андреевна Григорьева.

Просмотр отрывка из кинофильма «Мальчики» (реж. Р. Григорьева)

Библиотекарь:

Вот приблизительно в такой обстановке учился Михаил Пришвин.

1 ведущий:

Учителем географии у М.М.Пришвина был Василий Васильевич Розанов, впоследствии - известный философ и мыслитель. Посмотрите инсценировку отрывка из автобиографического романа Пришвина «Кащеева цепь». Действующие лица: учитель Розанов, ученики Алпатов (прототип Пришвина), Ахилл, Рюрик (клички).

Алпатов: Этот учитель географию, должно быть знает?

Ахилл: Ну, ещё бы! Это самый учёный, у него есть своя книга.

Алпатов: Про Америку?

Ахилл: Нет, какая-то о понимании, и так, что никто не понимает. И говорят – он сумасшедший.

Алпатов: Правда какой-то чудной. А что не понимают, мне это нравится, милый Саша… Вот бы хорошо иметь такую книгу для понимания.

Звенит звонок. Ученики сидят за партами. Учитель ткнул пальцем в Алпатова. Тот вышел к доске.

Учитель: Выучил урок?

Алпатов: Да.(Рассказ об Америке)

Учитель: Ну, ну! Ты, брат, молодец. Знаешь, из тебя что-то выйдет.

Алпатов: Как же это из меня выйдет?

Учитель: Через верх, конечно; то каждый день через низ выходит, а то через верх…Вот, вот выйдет из тебя, и будешь знаменитым путешественником. Садись. Очень хорошо.(ставит в журнал отметку).

Звонок.

Ахилл: Ну и счастливец! Он в тебя, кажется, втюрился.

Алпатов: Вот, Саша, я тебе говорил насчет понимания, как это трудно взять и понять. По-моему, книга у него хорошая, и вовсе он не сумасшедший.

Ахилл: Кому как. Тебе вот вышло счастье, тебя он понял, а меня не понимает и всё единицы жарит,- одному хорошо, другому плохо, это, брат, тоже непонимание.

Монолог Алпатова.

Я все раздумывал, что это значит, быть знаменитым путешественником. Наверно, нужно найти неведомую страну, в которой живут голубые бобры. Но ведь отец сказал, что она в Азии. А путь туда простой: по реке Быстрой Сосне в Дон, из Дона - в Азовское море, в Черное, и потом уже и начнется Малая Азия. Большую часть пути можно совершить даже просто на лодке. Вот это и значит быть знаменитым путешественником.

Перемена перед географией. Алпатов показывает карту своего путешествия. Звонок.

Ученики: Василий Васильевич, Алпатов карту сделал, хочет путешествовать! В Азию! Извольте посмотреть!

Учитель: Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? (Разглядывает карту)

Алпатов: Америка открыта. А в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это?

Учитель: Нет, в Азии всё открыто, но там много забыто, и это надо вновь открывать.

Алпатов: Нельзя ли открывать забытые страны с Малой Азии?

Учитель: Можно. Только почему же именно с Малой Азии?

Алпатов: Потому что туда легче всего проехать. Я вот и маршрут наметил: по Сосне, в Дон, в Черное море…

Учитель: Отлично, можно начать с Палестины, и, как делали рыцари, поклониться сначала там Гробу Господню. Ведь там находится колыбель человеческого рода, исторические ворота, через которые проходили все народы. Колыбель человечества где-то в глубине Азии, всё это забыто и нужно все вновь открывать. Вот вам пример (показывает в сторону Алпатова), как нужно учить географию. Вы занимайтесь, как он, вообразите себе, будто вы путешествуете, вам всё ново вокруг в неизвестной стране, вы открываете, и будет всегда интересно. Пять, Алпатов.

Звонок с урока.

Ахилл: Ну и счастливец!

Алпатов: Почему ты не хочешь быть счастливым?

Ахилл: Не могу.

Алпатов: Почему ты не можешь? Откройся мне, милый Саша, скажи, ну…

Ахилл: Ну, я скажу: она меня не любит.

Алпатов: Вера Соколова?

Ахилл: Она.

Алпатов: Ну вот, что я тебе посоветую: если она тебя не любит, тебе нужно уехать в другую страну. Поедем с тобою в Азию открывать забытые страны.

Ахилл: Я бы поехал. Но как же уедешь?

Алпатов: А вот подумаем. Рюрик, иди сюда. Поедешь с нами в Азию?

Рюрик: Это можно.

Ахилл: Ну, что ж.

Алпатов: А как же оружие, лодка, съестные припасы?

Рюрик: Оружие у меня есть на всех троих: три ружья, три сабли, три револьвера, у отца я стащу золотые часы, - на это дело не грех и стащить,- сегодня же я их продам, куплю лодку, припасы.

Алпатов: Только надо делать как можно скорее, чтоб успеть до замерзания рек пробраться в южные теплые моря.

Ахилл: Завтра поедем!

Рюрик: Не успеем завтра. Послезавтра.

Ахилл: Я напишу прощальные стихи.

Алпатов: Я составлю подробный план путешествия.

Рюрик: Тогда за работу немедленно. Ты, Ахилл, пиши стихи, я буду считать, что взять с собой. Послезавтра едем.

1 ведущий:

12 сентября 1885 года в Елецкой мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились ученики 2 «А» класса - Михаил Пришвин, Владимир Тирман, Николай Чертов и ученик 4 класса Константин Голофеев. Дома их не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию.

2 ведущий:

Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полицию. И уже на следующий день утром пристав Крупкин доставил домой незадачливых путешественников, причём отобрал у них три ружья, три револьвера, две сабли, топор, порох и патроны.



1ведущий:

Мечта о путешествиях осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах. Книги Пришвина – это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим.

2 ведущий:

«И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло, настало время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята»,- писал М.М.Пришвин.

Ученик :

Рассказы Пришвина читаю…

Страницы пожелтевших книг

Я вновь и вновь перелистаю…

Рассказы Пришвина читаю,

Всё забывая в этот миг.

( Т. Лапина)

Библиотекарь:

Послушайте рассказ Пришвина «Беличья память» и ответьте на вопрос: «Чему удивился и позавидовал Пришвин?»

Ответы детей (беличьей памяти и смекалке, ведь белка не может чуять запах ореха через слой снега и льда)

Библиотекарь:

Посмотрите инсценировку рассказа Пришвина «Лоси» и ответьте на вопрос: «Почему охотник забыл о том, что он на охоте, и не убил лосиху?»

(он забыл обо всем, когда увидел, как играют лосята, а лосиха знала, что охотник может ее убить, но все равно не бросила своих детей)

Библиотекарь:

М. Пришвин – любимый писатель многих людей. Вот какое стихотворение посвятил Пришвину поэт Дмитрий Тихонов.

Ученик: Памяти Пришвина.



Когда у полярного круга

Темно в снегопаде густом

Беру я как верного друга,

Волшебника Пришвина том.

И, ветер когда завывая, несет ледяную метель,

Над книгой, о нем забывая,

Я слышу лесную капель…

Какое знакомое место:

В воде по колено кусты,

Роняют березки-невесты

На землю куски бересты.

Пускай озверело колотит

В борта штурмовая волна –

Я вижу на топком болоте

Ковер из кукушкина льна.

На дальний огонь деревушки

Иду не спеша, через лес,

Где мачтовых сосен верхушки

Поднялись до самых небес…

Библиотекарь:

Михаил Михайлович Пришвин умел видеть и слышать то, чего другие не замечают и проходят мимо. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах. А Пришвин в своих произведениях показывает нам, насколько прекрасен и удивителен наш мир. Вот, послушайте поэтические миниатюры.

Учащиеся читают подготовленные миниатюры: «Первый снег», «Начало весны света», «Запоздалый ручей», «Анютины глазки», «Разговор деревьев», «Бал на реке».

1ученик: Рассказы Пришвина читаю…

Страницы пожелтевших книг

Я вновь и вновь перелистаю,-

Рассказы Пришвина читаю,

Всё забывая в это миг.

2 ученик:

И вместе с ним по тем местам.

Где он бродил с ружьем когда-то,

Вдруг окажусь в лучах заката,

И руки протяну цветам.

3 ученик:

Сокровища родной страны…

Кладовой солнца – вся природа!

Герои, сами из народа,

В леса России влюблены.

4 ученик:

И я, как в храм, иду в леса.

Где «свечки – ёлочки – старушки»,

В болоте «Блудовом» - лягушки,

И верю в эти чудеса.

5 ученик:

Где вдаль бежит живой родник,

И слышен плач сплетённых веток…

Отсюда тайны для заметок

И становились явью книг.

1 ученик:

Высокой красоте служил.

Добром пропитаны страницы.

Мне повезло, друзья, родиться

На той земле, где Пришвин жил.



(Т.Лапина)

Библиотекарь:

В стихотворении Татьяны Лапиной мы услышали, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы. Пришвина часто просили написать рассказ о писательском мастерстве, чтобы можно было этому поучиться. Вот что отвечал Пришвин своим читателям: послушайте запись голоса самого Пришвина. (слушают аудиозапись голоса М.Пришвина)

Библиотекарь:

Михаил Михайлович Пришвин говорит о том, что талант есть у каждого человека, только его надо развивать. В каждом деле движение к лучшему – это шаги к развитию ваших талантов, ребята. Я думаю, что сегодняшние чтения являются пусть крошечным, но шагом, к развитию ваших талантов. Благодарю всех за подготовку, участие в нашем мероприятии, за выразительное чтение, за артистизм, за чудесные рисунки к миниатюрам Пришвина
Категория: Юбилей писателей и поэтов | Просмотров: 1101 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar