Главная » 2015 Март 2 » Сценарий посвященный творчеству Пришвина
13:24 Сценарий посвященный творчеству Пришвина | |
- воспитание любви к малой Родине на основе литературного краеведения. Задачи: - познакомить с жизнью и творчеством знаменитого писателя-земляка М.М.Пришвина; - развивать творческие способности учащихся; -обучать основам актерского мастерства; -формировать эстетический вкус через оформление рисунков к произведениям М Пришвина; - формировать литературно-художественный вкус через осмысленное, выразительное чтение произведений писателя; - расширять читательский кругозор обучающихся. Оборудование: -книжная выставка «В гостях у Пришвина», - реквизиты к инсценировкам отрывка из сказки В.А.Жуковского (колодец, ковш в колодце и т.д.), рассказов М.Пришвина «Лоси», -презентация «В гостях у Пришвина» - кинофильм «Мальчики» (режиссер Рената Григорьева), -рисунки учащихся к произведениям М.Пришвина. Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы побываем с вами в гостях у удивительного человека, знаменитого писателя Михаила Михайловича Пришвина. Мы откроем лишь маленькую страничку в его биографии, а именно годы обучения в Елецкой мужской гимназии, т.к именно в то время с Пришвиным произошел случай, имевший большое значение в его творческой судьбе. Итак, «В гостях у Пришвина». Инсценировка сказки В.А.Жуковского Рассказчик: Жил-был царь Берендей, до колен борода. Уж три года был женат и жил в согласии с женою, но всё им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство. Он простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он к царской столице своей подъезжал, на поле чистом в знойный день отдохнуть рассудил: разбил палатку. Душно стало царю под палаткой и смерть как захотелось выпить студеной воды. Но поле было безводно. Как быть? Что делать? Вот он решил сам объехать все поле, авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь. Заглянул в него: он полон водою до самых краев, золотой ковшик плавает. Царь Берендей за ковшик – не тут-то было: ковшик прочь от руки. «Постой же!- подумал царь Берендей - Я напьюсь без тебя». И недолго сбираясь, жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула вся его борода. Напившись вдоволь, хочет он поднять голову, да не может. Трясет, вертит он головою,- держат его, да и только. Царь Берендей (кричит): - Кто там? Пустите! Голос Кощея Бессмертного из воды: - Не трудись царь понапрасну, я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай мне то, что у тебя есть и чего ты не знаешь. Царь Берендей: - Изволь, я согласен! Голос Кощея Бессмертного: - Смотри же, слово сдержи, чтобы себе не нажить ни попрека, ни худа. Рассказчик: Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь… О том, что случилось дальше, вы узнаете из сказки Василия Андреевича Жуковского «О царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». 1-ый ведущий: Эту сказку любил слушать в детстве М.М.Пришвин. Он чувствовал себя героем, который борется со злым Кощеем, совершает подвиги, защищает прекрасную Марью… 2-ой ведущий: М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда. С детства он любил природу родного края: Привет тебе, мой край родной, С твоими темными лесами, С твоей великою рекой И неоглядными полями. 1-ый ведущий: С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык. 2- ой ведущий: Отец его умер рано, Миша его почти не помнил. Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование. Получить образование, необходимое для поступления в университет, можно было в Елецкой мужской гимназии. 1 ученик: Елецкая мужская гимназия была открыта в сентябре 1871 года в здании бывшего уездного училища, то есть в здании, в котором сейчас находится библиотека и кабинеты технологии. В здании имелось 8 классных комнат, которых было достаточно для пятидесяти гимназистов. Но не было места для учительской, для библиотеки, для занятий гимнастикой. К тому же уже на втором году обучения в гимназии числилось 195 воспитанников. Поэтому решено было построить новое здание. Здание строилось в основном на пожертвования граждан города. Большую сумму внес промышленник Поляков. Уже в сентябре 1875 года гимназисты начали учебный год в нынешнем здании. 2 ученик: Вот как описывает Иван Алексеевич Бунин свои первые впечатления от гимназии: «…праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор её, сверкающие на солнце стекла и медные ручки дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и торжественность первой молитвы перед учением в сборной зале…». 3 ученик: Чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступительные экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Миша Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году. В учебном заведении того времени были установлены определенные требования к внешнему виду, поведению гимназистов. 4 ученик: Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную форму одежды: костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой ЕГ (Елецкая гимназия), поясной ремень с пряжкой, на котором значились те же буквы, и серую шинель. Шапки и валенки зимой носить запрещалось. Во всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только на «Вы». Требовалось быть вежливым, громко не разговаривать. 5 ученик: Категорически запрещалось курить. Гимназистам разрешалось находиться на улице одним, без родителей, только до 6 часов вечера. Причем, для посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно получить письменное разрешение от инспектора и только на воскресный или праздничный день. Каждому гимназисту, попавшемуся без такого разрешения дежурному надзирателю, оценка за поведение снижалась на 1 балл. А это являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в университет, т.к. выпускников гимназии, имевших по поведению оценку «4», туда не принимали. Библиотекарь: Чтобы вы более полно могли представить себе учеников-гимназистов 19 века, т.е. того времени, когда учился Михаил Пришвин, предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма «Мальчики». Этот фильм снимался в 1996 году в нашем городе, в нашей школе. Диск с фильмом нашей школе подарила режиссер Ренита Андреевна Григорьева. Просмотр отрывка из кинофильма «Мальчики» (реж. Р. Григорьева) Библиотекарь: Вот приблизительно в такой обстановке учился Михаил Пришвин. 1 ведущий: Учителем географии у М.М.Пришвина был Василий Васильевич Розанов, впоследствии - известный философ и мыслитель. Посмотрите инсценировку отрывка из автобиографического романа Пришвина «Кащеева цепь». Действующие лица: учитель Розанов, ученики Алпатов (прототип Пришвина), Ахилл, Рюрик (клички). Алпатов: Этот учитель географию, должно быть знает? Ахилл: Ну, ещё бы! Это самый учёный, у него есть своя книга. Алпатов: Про Америку? Ахилл: Нет, какая-то о понимании, и так, что никто не понимает. И говорят – он сумасшедший. Алпатов: Правда какой-то чудной. А что не понимают, мне это нравится, милый Саша… Вот бы хорошо иметь такую книгу для понимания. Звенит звонок. Ученики сидят за партами. Учитель ткнул пальцем в Алпатова. Тот вышел к доске. Учитель: Выучил урок? Алпатов: Да.(Рассказ об Америке) Учитель: Ну, ну! Ты, брат, молодец. Знаешь, из тебя что-то выйдет. Алпатов: Как же это из меня выйдет? Учитель: Через верх, конечно; то каждый день через низ выходит, а то через верх…Вот, вот выйдет из тебя, и будешь знаменитым путешественником. Садись. Очень хорошо.(ставит в журнал отметку). Звонок. Ахилл: Ну и счастливец! Он в тебя, кажется, втюрился. Алпатов: Вот, Саша, я тебе говорил насчет понимания, как это трудно взять и понять. По-моему, книга у него хорошая, и вовсе он не сумасшедший. Ахилл: Кому как. Тебе вот вышло счастье, тебя он понял, а меня не понимает и всё единицы жарит,- одному хорошо, другому плохо, это, брат, тоже непонимание. Монолог Алпатова. Я все раздумывал, что это значит, быть знаменитым путешественником. Наверно, нужно найти неведомую страну, в которой живут голубые бобры. Но ведь отец сказал, что она в Азии. А путь туда простой: по реке Быстрой Сосне в Дон, из Дона - в Азовское море, в Черное, и потом уже и начнется Малая Азия. Большую часть пути можно совершить даже просто на лодке. Вот это и значит быть знаменитым путешественником. Перемена перед географией. Алпатов показывает карту своего путешествия. Звонок. Ученики: Василий Васильевич, Алпатов карту сделал, хочет путешествовать! В Азию! Извольте посмотреть! Учитель: Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? (Разглядывает карту) Алпатов: Америка открыта. А в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это? Учитель: Нет, в Азии всё открыто, но там много забыто, и это надо вновь открывать. Алпатов: Нельзя ли открывать забытые страны с Малой Азии? Учитель: Можно. Только почему же именно с Малой Азии? Алпатов: Потому что туда легче всего проехать. Я вот и маршрут наметил: по Сосне, в Дон, в Черное море… Учитель: Отлично, можно начать с Палестины, и, как делали рыцари, поклониться сначала там Гробу Господню. Ведь там находится колыбель человеческого рода, исторические ворота, через которые проходили все народы. Колыбель человечества где-то в глубине Азии, всё это забыто и нужно все вновь открывать. Вот вам пример (показывает в сторону Алпатова), как нужно учить географию. Вы занимайтесь, как он, вообразите себе, будто вы путешествуете, вам всё ново вокруг в неизвестной стране, вы открываете, и будет всегда интересно. Пять, Алпатов. Звонок с урока. Ахилл: Ну и счастливец! Алпатов: Почему ты не хочешь быть счастливым? Ахилл: Не могу. Алпатов: Почему ты не можешь? Откройся мне, милый Саша, скажи, ну… Ахилл: Ну, я скажу: она меня не любит. Алпатов: Вера Соколова? Ахилл: Она. Алпатов: Ну вот, что я тебе посоветую: если она тебя не любит, тебе нужно уехать в другую страну. Поедем с тобою в Азию открывать забытые страны. Ахилл: Я бы поехал. Но как же уедешь? Алпатов: А вот подумаем. Рюрик, иди сюда. Поедешь с нами в Азию? Рюрик: Это можно. Ахилл: Ну, что ж. Алпатов: А как же оружие, лодка, съестные припасы? Рюрик: Оружие у меня есть на всех троих: три ружья, три сабли, три револьвера, у отца я стащу золотые часы, - на это дело не грех и стащить,- сегодня же я их продам, куплю лодку, припасы. Алпатов: Только надо делать как можно скорее, чтоб успеть до замерзания рек пробраться в южные теплые моря. Ахилл: Завтра поедем! Рюрик: Не успеем завтра. Послезавтра. Ахилл: Я напишу прощальные стихи. Алпатов: Я составлю подробный план путешествия. Рюрик: Тогда за работу немедленно. Ты, Ахилл, пиши стихи, я буду считать, что взять с собой. Послезавтра едем. 1 ведущий: 12 сентября 1885 года в Елецкой мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились ученики 2 «А» класса - Михаил Пришвин, Владимир Тирман, Николай Чертов и ученик 4 класса Константин Голофеев. Дома их не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию. 2 ведущий: Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полицию. И уже на следующий день утром пристав Крупкин доставил домой незадачливых путешественников, причём отобрал у них три ружья, три револьвера, две сабли, топор, порох и патроны. 1ведущий: Мечта о путешествиях осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах. Книги Пришвина – это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим. 2 ведущий: «И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло, настало время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята»,- писал М.М.Пришвин. Ученик : Рассказы Пришвина читаю… Страницы пожелтевших книг Я вновь и вновь перелистаю… Рассказы Пришвина читаю, Всё забывая в этот миг. ( Т. Лапина) Библиотекарь: Послушайте рассказ Пришвина «Беличья память» и ответьте на вопрос: «Чему удивился и позавидовал Пришвин?» Ответы детей (беличьей памяти и смекалке, ведь белка не может чуять запах ореха через слой снега и льда) Библиотекарь: Посмотрите инсценировку рассказа Пришвина «Лоси» и ответьте на вопрос: «Почему охотник забыл о том, что он на охоте, и не убил лосиху?» (он забыл обо всем, когда увидел, как играют лосята, а лосиха знала, что охотник может ее убить, но все равно не бросила своих детей) Библиотекарь: М. Пришвин – любимый писатель многих людей. Вот какое стихотворение посвятил Пришвину поэт Дмитрий Тихонов. Ученик: Памяти Пришвина. Когда у полярного круга Темно в снегопаде густом Беру я как верного друга, Волшебника Пришвина том. И, ветер когда завывая, несет ледяную метель, Над книгой, о нем забывая, Я слышу лесную капель… Какое знакомое место: В воде по колено кусты, Роняют березки-невесты На землю куски бересты. Пускай озверело колотит В борта штурмовая волна – Я вижу на топком болоте Ковер из кукушкина льна. На дальний огонь деревушки Иду не спеша, через лес, Где мачтовых сосен верхушки Поднялись до самых небес… Библиотекарь: Михаил Михайлович Пришвин умел видеть и слышать то, чего другие не замечают и проходят мимо. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах. А Пришвин в своих произведениях показывает нам, насколько прекрасен и удивителен наш мир. Вот, послушайте поэтические миниатюры. Учащиеся читают подготовленные миниатюры: «Первый снег», «Начало весны света», «Запоздалый ручей», «Анютины глазки», «Разговор деревьев», «Бал на реке». 1ученик: Рассказы Пришвина читаю… Страницы пожелтевших книг Я вновь и вновь перелистаю,- Рассказы Пришвина читаю, Всё забывая в это миг. 2 ученик: И вместе с ним по тем местам. Где он бродил с ружьем когда-то, Вдруг окажусь в лучах заката, И руки протяну цветам. 3 ученик: Сокровища родной страны… Кладовой солнца – вся природа! Герои, сами из народа, В леса России влюблены. 4 ученик: И я, как в храм, иду в леса. Где «свечки – ёлочки – старушки», В болоте «Блудовом» - лягушки, И верю в эти чудеса. 5 ученик: Где вдаль бежит живой родник, И слышен плач сплетённых веток… Отсюда тайны для заметок И становились явью книг. 1 ученик: Высокой красоте служил. Добром пропитаны страницы. Мне повезло, друзья, родиться На той земле, где Пришвин жил. (Т.Лапина) Библиотекарь: В стихотворении Татьяны Лапиной мы услышали, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы. Пришвина часто просили написать рассказ о писательском мастерстве, чтобы можно было этому поучиться. Вот что отвечал Пришвин своим читателям: послушайте запись голоса самого Пришвина. (слушают аудиозапись голоса М.Пришвина) Библиотекарь: Михаил Михайлович Пришвин говорит о том, что талант есть у каждого человека, только его надо развивать. В каждом деле движение к лучшему – это шаги к развитию ваших талантов, ребята. Я думаю, что сегодняшние чтения являются пусть крошечным, но шагом, к развитию ваших талантов. Благодарю всех за подготовку, участие в нашем мероприятии, за выразительное чтение, за артистизм, за чудесные рисунки к миниатюрам Пришвина | |
|
Всего комментариев: 0 | |