Главная » 2015 Март 2 » Сценарий посвященный творчеству Толстого
13:12 Сценарий посвященный творчеству Толстого | |
а) портреты и фотографии Л. Н. Толстого, отражающие его занятия музыкой: С. И. Танеев и А. Б. Гольденвейзер в Ясной Поляне (фото), Л. Н. Толстой за роялем и Б. С. Трояновский (фото), ноты вальса Л. Н. Толстого, портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887г.) и другие портреты писателя; б) газета «Л. Н. Толстой и музыка»; в) фотомонтаж «Любимые композиторы Л. Н. Толстого: Шопен, Чайковский, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Скрябин, Рахманинов, Глинка»; г) выставка книг Л. Н. Толстого, в которых есть «музыкальные страницы»; д) иллюстрации художников и рисунки учащихся к произведениям Л. Н. Толстого «Люцерн», «После бала», «Альберт», «Война и мир» и др. е) высказывания великих людей о Л. Н. Толстом и Л. Н. Толстой о людях искусства, написанные на плакатах. Какое чудо творчества, ума, души, страсть гения!!! Что за счастье, что есть такие люди на свете и что мне привелось быть его (Толстого) современником, видеть и слышать его лично. В. В. Стасов-А. К. Чертковой, 4 января 1900г. Граф Лев Толстой - гениальный художник, наш Шекспир, может быть. Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне сравнений. А. М. Горький-С. А. Венгерову, 23 мая 1908г. Мир Толстого - это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким, мир, в котором все отражение по размерам, пропорциям и светотени соответствуют явлениям действительности… В. Г. Короленко, «Л. Н. Толстой». Толстой - это целый мир. М. Горький. Сердечно приветствую художника и человека, славу и гордость своей страны и своего века. К. А. Тимирязев-Л. Н. Толстому, телеграмма 1898 г. Может быть, ни разу в жизни, однако ж, я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая andante моего 1-го квартета и сидя рядом со мной, - залился слезами. П. И. Чайковский. Дневник. Более, чем когда-либо, я убежден, что величайший из всех когда-либо и где-либо бывших писателей-художников есть Л. Н. Толстой. П. И. Чайковский. Дневник. Я дважды играл с Танеевым Льву Николаевичу 9-ю симфонию Бетховена. Раз в Хамовниках в 4 руки и раз в 1906 году в Ясной Поляне в переложениях для двух фортепиано, и оба раза она произвела на него сильное впечатление. А. Б. Гольденвейзер «Л. Толстой и музыка». Всегда и безусловно удовлетворяла Толстого народная музыка - не только русского народа, но и всех народов. Он любил игру на народных инструментах, особенно на балалайке… Н. Гусев и А. Гольденвейзер. Ведущий 1. Лев Николаевич Толстой - писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений. Ведущий 2. «Л. Н. Толстой» (портрет работы И. Е. Репина, 1887 г.). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые - и в их особенность - совершенно плоские и одноцветные - сияющие; точно на сильный источник света, смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь - откуда и как оно происходит…Остальное - и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и борода, и даже все тело - кажется пристроенным к этим глазам, сопровождающим их…Сначала глаза, а затем уже все прочее… Ведущий 3. А вот на фотографии Лев Николаевич за роялем. Как хороши подобные минуты! Лев Николаевич был человеком музыкально одаренным. Его семья любила музыку. Мать писателя Мария Николаевна занималась музыкой. Сам Лев Николаевич хорошо играл на рояле. Покинув Казанский университет, он составил себе программу самообразования. По составленному им плану он должен изучить юридические науки, иностранные языки, математику, естественные науки и «достигнуть средней степени совершенства в музыке…» Ведущий 1. А. Б. Гольденвейзер в своих воспоминаниях отметил, что «в молодости Лев Николаевич сочинил вальс для фортепиано». Когда в 1906 году я был вместе с Танеевым в Ясной Поляне, Лев Николаевич сыграл нам его, и мы его записали». / Ученик исполняет вальс Л. Н. Толстого. / Ведущий 2. Лев Николаевич любил и понимал народную музыку, называя ее «удивительным сокровищем». Он неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». Он даже собирал и записывал их. Сборник с записями народных песен писатель подарил П. И. Чайковскому в благодарность за доставленное музыкой композитора наслаждение. Ведущий 3. Особенно нравилась писателю бесхитростная народная песенка «Сидел Ваня на диване». П. И. Чайковский вспоминал, что Л. Н. Толстой, услышав мелодию этой песни, неожиданно заплакал. (Учащиеся исполняют народные песни, которые любил слушать Л. Н. Толстой, - «Не шуми, мати зеленая дубравушка», «Дубравушка», «Ноченька», - или прослушивают в грамзаписи.) Ведущий 1. Сын писателя Сергей Львович Толстой в своих воспоминаниях об отношении отца к музыке писал: «Я не встречал в своей жизни никого, кто бы так сильно чувствовал музыку, как мой отец. …Слушая же нравившуюся ему музыку, он волновался, у него что-то сжималось в горле, он всхлипывал и проливал слезы. Беспричинное волнение и умиление были те чувства, которые в нем возбуждала музыка. Иногда музыка волновала его против воли, даже мучила его…» Ведущий 2. В произведениях Л. Н. Толстого много страниц посвящено музыке. Герои исполняют народную и классическую музыку, играют на фортепиано, скрипке, народных инструментах. Это свидетельствует о глубоком понимании музыки автором. Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Она позволяет автору передать смену мыслей и настроений героя. Ведущий 3. В повести «Крейцерова соната» Толстой пишет, как действует музыка на главного героя: «Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение…Музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку…» Ведущий 1. В рассказе «Альберт» Толстой описывает вдохновенную игру скрипача Альберта. Больной, слабый и жалкий в жизни, во время игры он становился прекрасным. «Звуки темы свободно, изящно полились вслед за первым. Каким-то неожиданно-ясным и успокоительным светом, вдруг озаряя внутренний мир каждого слушателя. Ни один ложный или неумеренный звук не нарушил покорности внимающих, все звуки были ясны, изящны и значительны. Все молча, с трепетом надежды, следили за развитием их…То грустно - нежные, то порывисто-отчаянные звуки, свободно перемешиваясь между собой, лились и лились друг за другом так изящно, так сильно и так бессознательно, что не звуки слышны были, а сам собой лился в душу каждого какой-то прекрасный поток давно знакомой, но в первый раз высказанной поэзии. Альберт с каждой нотой вырастал выше и выше… …Все находившиеся в комнате во время игры Альберта хранили покорное молчание и, казалось, жили и дышали только его звуками.» Ведущий 2. Лев Николаевич Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка пробуждает в слушателях лучшие чувства, заставляет забывать о неудачах. Самый знаменитый роман всех времен «Война и мир»! В нем огромное количество «Музыкальных страниц». Прекрасное пение Наташи Ростовой автор передает через восприятие Николая Ростова. Чтение отрывка из романа «Война и мир» (т. 2, гл. 15 ) со слов: «…в голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил…» до слов: «…и это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире…» Ведущий 3. Писатель показывает музыкальную одаренность и восприимчивость Наташи Ростовой. Восприятие ее пения становится средством характеристики других героев. Именно музыка помогает Андрею Болконскому осознать любовь к Наташе. Чтение отрывка из «Войны и мира» (т.2, часть 3, гл. 19,Андрей Болконский слушает пение Ростовой) со слов «…после обеда Наташа, по просьбе князя Андрея…» до слов: «…вся жизнь его представлялась ему в новом свете». Ведущий 1. Видное место в романе «Война и мир» занимает описание танцев и танцевальной музыки. После смотра в Браунау лихо пляшут русские солдаты, вдохновенно пляшет русская Наташа Ростова… Инсценировка отрывка из романа «Война и мир» - «Пляска Наташи Ростовой» (том 2, часть 4, гл. 7) (Или выразительное чтение отрывка со слов: «Ну, племянница! - крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд…» до слов: «…умела понять то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».) Можно рассмотреть репродукцию с картины художника В. А. Серова «Наташа у дядюшки». Инсценировка отрывка «Бал у Иогеля» (том 2, часть 1, гл. 12) (Или выразительное чтение отрывка со слов: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми…» до слов: «Князь Андрей…пошел танцевать и выбрал Наташу потому, что на нее указал ему Пьер».) Ведущий 2. У Толстого есть и другие произведения, в которых герои поют, играют, танцуют. В «гуманистической повести «Люцерн», написанной после посещения писателем Швейцарии, показана судьба нищего музыканта, который развлекает богатую публику своей чудной игрой и пением. А потом трижды усталый, голодный музыкант протягивает руку с фуражкой к разряженным господам. Но никто не дает ему ни копейки. Толстой спрашивает: «Кто больше человек и кто больше варвар: тот ли лорд, который, увидав затасканное платье певца, с злобой убежал из-за стола, за его труды не дал ему миллионной доли своего состояния и теперь, сытый, сидя в светлой покойной комнате, спокойно судит о делах Китая, находя справедливыми совершаемые там убийства, или маленький певец, который, рискуя тюрьмой,…уходит по горам и долам, утешая людей своим пением?..» Ведущий 3. Известное всем произведение «После бала» строится как контрастное изображение эпизодов: «Музыкальные моменты» присутствуют в этих эпизодах, органически связанных друг с другом, так как развивают единую художественную идею. «Бал был чудесный: зала прекрасная…» Танцевали «и кадрили, и вальсы, и мазурки, и польки». Мы видим прекрасный танец статного и красивого полковника с дочерью. «Он взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы…Вся зала следила за каждым движением пары…» А вот и «доносившиеся звуки флейты и барабана. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». Толстой вскрывает противоречия жизни в России и в то же время показывает силу переживаний Ивана Васильевича. «Музыкальные моменты» помогают этому. Ведущий 1. Своеобразным центром культуры становится дом Л. Толстого в Ясной Поляне и в Москве. В гости к великому писателю часто приезжают люди культуры и искусства. В доме Л. Толстого звучат произведения Бетховена, Чайковского, Глинки, Моцарта. Для Толстого играют Скрябин, Танеев, Гольденвейзер, Рахманинов. Но самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке - то же, что Пушкин в поэзии»,- повторял Лев Толстой. Ведущий 2. В книге «Лев Толстой и музыка» Н. Н. Гусев и А. Б. Гольденвейзер перечисляют любимые произведения Л. Толстого. Это и фортепианные произведения Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Шопена, Чайковского, и пьесы для скрипки Баха, Брамса, и романсы Грига, Моцарта, Глинки. Исполнение романсов Глинки «Сомнение» или «Не искушай». (В грамзаписи или исполнении учащихся.) | |
|
Всего комментариев: 0 | |