Главная » 2015 Март 2 » Сценарий посвященный творчеству Тургенева
13:13 Сценарий посвященный творчеству Тургенева | |
I.Вступление: - Давайте посмотрим на тему нашего урока. Скажите, что вам известно по данной теме? ( Что речь идет о произведениях И.С.Тургенева; знаем, что есть стихотворения, но не знаем, что такое стихотворения в прозе, что необычного в названии) - Что же предстоит нам на уроке узнать? (Что такое стихотворения в прозе, о чем они; их особенности); II. Изложение новых знаний. 1.Предлагаю наше знакомство со стихотворениями в прозе начать с эпиграфа к уроку (Работа с эпиграфом: Слайд №1 : Добрый мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд: тебе, вероятно, скучно станет…но читай их в раздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит что-нибудь тебе в душу… И. С. Тургенев Слайд №2 1.Это обращение «К читателю» И.С.Тургенева, и оно было написано в качестве предисловия к «Стихотворениям в прозе» в 1880 году. 2.Скажите, значение каких слов вам непонятно, вызывает затруднение? В обращении встретилось слово сподряд. Как вы понимаете значение этого слова? ( сподряд-подряд - т.е. одно за другим, без пропусков. 3.Еще одно слово: в раздробь - по Ефремовой: Враздробь - 1. Раздробленно, по частям, порознь Обобщение: - Какой же совет И.С.Тургенев дает своим читателям? - Почему? Да, каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл. - Какие первые произведения написал И.С.Тургенев? (Записки охотника) - А какие последние? (Стихотворения в прозе) Слайд №3,4 - И это действительно так: И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, в Буживале, между 1877 и 1882 годами, в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания. Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь. 2.Предлагаю вам познакомиться со стихотворениями в прозе и понаблюдать за их особенностями. А начнем знакомство со стихотворения «Русский язык». Давайте послушаем это стихотворение в исполнении актрисы. (Запись) 3. Работа над пониманием стихотворения: - Какая мысль заключена в этом произведении? (Мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие - то неприятные события) - Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь? (С помощью торжественной, несколько приподнятой интонации автор выражает надежду на то, русский народ — великий народ.) Обратите внимание на текст стихотворения. В нем всего три предложения. Какие это предложения? (Два предложения восклицательных, одно вопросительное.) - О чем это нам говорит? (Конечно, это говорит о патетическом звучании текста, об искренней взволнованности автора. Недаром же именно этим стихотворением обычно завершают издание «Стихотворений в прозе».) - Какие художественные приемы используются в трех фразах, из которых состоит все произведение? (Прежде всего, автор использует эпитеты. Их только четыре, они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу — его носителю. Великий язык — великий народ.) - Попробуем внимательнее рассмотреть определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий», «могучий», «правдивый», «свободный». Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств. Какова основная мысль этого стихотворения? (вера в русский народ, любовь к русскому народу, его языку. Какие бы испытания на его долю не выпали, он справится и выстоит.) Вера в великое будущее русского народа. Обобщение: Итак, мы проанализировали стихотворение в прозе «Русский язык». 1.Предлагаю вам выделить характерные признаки стихотворения в прозе: 1.Посмотрите, какое по объему это стихотворение? Небольшое (небольшой объем) 2.Текст единый или делится на небольшие абзацы? (членение на мелкие абзацы) 3.Выражает свои чувства писатель ? (Да, повышенная эмоциональность) 4. Здесь есть сюжет? (Нет, обычно бессюжетная композиция, это раздумье писателя) 5. Можно ли назвать это произведение стихотворением? Можно, так как главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя. 6. Чем это стихотворение отличается от привычных нам? Здесь нет рифмы. 7. Какова особенность этого произведения –то, что это стихотворение в прозе. 2. Обобщение: Назовите характерные признаки стихотворения в прозе: 3.Прочтём определение в учебнике Итак, стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы. 4. Предлагаю обратить внимание еще на одно стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача» по следующему плану: (Чтение учеником) План анализа стихотворения в прозе: Название. Тема. Основная мысль. Авторское отношение. Художественные средства. Анализ художественного текста: – О чем говорится в стихотворении? (Восхваляется богач Ротшильд, который из своих “громадных” доходов выделяет целые тысячи на милосердные дела. Но богатому Ротшильду далеко до бедного мужика, который отдает свои последние гроши). - Можно ли сказать, что в стихотворении показаны 2 богача? (Да, один имеет деньги, а другой - доброту и бескорыстие) Значит, они противопоставлены друг другу? Т.е. тема социального неравенства. - Как вы думаете, соответствует ли название произведения его теме?Да - Скажите, а кто важней, кто больше принесет пользы для людей? (И одни и другие, потому что нужны деньги и для детских домов и для дома престарелых, и очень важно, чтобы не было обездоленных детей, чтобы они все нашли свой родной дом, новых родителей. - А кто больше по душе автору? В каких словах это заключено? (зачитать)– (Автору больше по душе “бедный богач”. В обездоленном нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души). – Художественные средства. Какие глаголы употребляет автор в стихотворении, давая оценку богачу? (“Хвалю и умиляюсь”). – Какая фраза отражает наибольшее превосходство простого мужика перед Ротшильдом? (“Далеко Ротшильду до этого мужика”). Обобщение: Итак, о какой любви говорится в этом стихотворении? в нем раскрывается любовь – милосердие, любовь к обездоленным. Вывод: 1. Темы, затронутые в стихотворениях в прозе, обширны. А какие темы затронуты в этих двух? 1.Размышления о судьбе русского крестьянина. Противопоставляя народ и господ, писатель утверждает моральную силу и нравственное превосходство простого человека (Два богача) 2. Вера в великое будущее русского народа (Русский язык) 2.Рефлексия: -Какое из стихотворений понравилось больше всего? Давайте попробуем ответить на этот вопрос Так что же усвоил каждый из вас, познакомившись со стихотворениями в прозе ? Предлагаю ответить по опорным словам: «Я думаю, что каждый, кто читал стихотворение «………» , выяснил и усвоил что-то для себя: - Как вы думаете, А интересны ли стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем? -В чем актуальность стихотворений в прозе? 3.Домашнее задание: 1.Выучить стихотворение «Русский язык». 2. Самим сочинить своё стихотворение в прозе о том, что вас волнует. 3.Прочитать стихотворение в прозе «Воробьи и провести его анализ по плану в тетради. | |
|
Всего комментариев: 0 | |