Главная » 2015 Март 2 » Сценарий посвященный творчеству Твардовского
13:33 Сценарий посвященный творчеству Твардовского | |
Звучат песни военных лет. Музыка микшируется, к микрофону подходит ведущий. Ведущий: - Александр Трифонович Твардовский. «О прописке». Ведущий отходит от микрофона. На передний план выходит юноша, читает стихотворение. Юноша: По всему Советскому Союзу, Только б та задача по плечу, Я мою уживчивую Музу Прописать на жительство хочу. Чтобы мне не ведать той печали, Как ответят у иных ворот: - Нет, не проживает. Не слыхали. Номер дома, может быть, не тот. Чтоб везде по селам и столицам Отвечали на вопрос о ней: - Как же, есть. Давнишняя жилица,- И улыбки были б у людей. Чтоб глаза у стариков яснели, Чтобы к слову вставил не один: - Мы еще на фронте были с нею, Вместе помним Вязьму и Берлин. Чтоб детишки из любого дома, Если к ним случайно обращусь, Говорили б: - как же, мы знакомы И немножко знаем наизусть. Чтобы не с почтеньем. А с любовью Отзывалось каждое жилье: - Здесь она. На доброе здоровье Здесь живет. А как же без нее? Вот тогда, как отзыв тот желанный Прозвучит о ней, моей родной, Я и сам пропиской постоянной Обеспечен буду под луной. Ведущий: - Замечательные строки мечты всеми любимого нами поэта. И как приятно осознавать, что у нас с вами, жителей Гвардейска есть особый повод для гордости, ведь именно в этом доме на улице Калининградской прописана Муза Твардовского. Поверьте, этого права не оспорит у Гвардейска ни какой другой город мира! Юноша: Участник Великой Отечественной войны, поэт Александр Твардовский в славном 45 году, вместе с войсками 3-го Белорусского фронта в составе редакции фронтовой газеты «Красноармейская правда» прошел эту часть бывшей Восточной Пруссии с востока на запад. Через день после окончания штурма Кенигсберга он писал: « Был в Кенигсберге. Одно из самых сильных впечатлений за всю войну». Ведущий: По свежим впечатлениям поэт писал и прозу, и стихи. Однажды сотрудники редакции собрались в полутемном от маскировки редакционном салон-вагоне, и Твардовский стал читать им первые, еще нигде не публиковавшиеся главы "Василия Теркина. Молодой сильный голос, в котором звучал временами смоленский говорок, выводил: Звучит фрагмент из поэмы «Василий Тёркин» в исполнении автора. Читал Твардовский великолепно! Просто, не прибегая к актерским приемам, не повышая голоса, не помогая себе жестикуляцией. С этого дня на протяжении всех лет войны главы “Василия Теркина” печатались по мере написания в газете “Красноармейская правда”. Последняя, заключительная глава “0т автора” была написана в Тапиау в памятную ночь с 9 на 10 мая 1945 года, словно на одном дыхании, в настроении на редкость духовно-подъёмном. Юноша: - Твардовский рассказывал, что он нашел укромное местечко, да еще заперся там, и решил, во что бы то ни стало завершить свою книгу. В этот юбилейный год сошлось несколько значительных дат: 100 лет со дня рождения А.Т.Твардовского, 65 лет Великой Победы, 65 лет со дня завершения знаменитой «Книги про бойца». Ведущий: "Книга про бойца" — это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя». Сегодня на торжественном открытии праздника, посвященного 100-летнему юбилею Александра Трифоновича Твардовского, присутствуют замечательные люди. Мы предоставляем первое слово: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Звучат мелодии –минусовки песен военных лет. Читаем под музыку Юноша: Твардовский получил за годы войны сотни солдатских писем , множество отзывов о “Теркине”, высказанных на передовой, он с полным основанием мог сказать: “Скольким душам был я нужен, Без которых , нет меня... ” Далеко не всякий писатель, читаемый “нарасхват”, и не всякий популярный поэт мог бы вслед за Твардовским произнести такие слова, сказанные им в конце Великой войны. Та особая связь с читателями, что установилась у него, была поэту дороже всех наград. Ведущий: Легко и задорно, помня и гордясь, гвардейская поэтесса Рыкова Нина Алексеевна однажды написала: Не в Энске и не в Ейске, Где тоже лес и поле, Мы жители Гвардейска, Что на реке Преголя. И старожил, чертовски Гордясь, мне вслух поведал, Что здесь поэт Твардовский Отпраздновал Победу! Вот домик с острой крышей. Видны на окнах шторки, И в нем, он тоже слышал Бывал Василий Теркин. И я смотрю на домик, А он зимой и летом, Как стихотворный томик, Подаренный поэтом. Ни кто не оспорит у Гвардейска права знать и любить творчество Александра Твардовского! Да и разве это возможно, если по соседству с нами живет сам Василий Теркин! То серьезный, то потешный, Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек! Возложение цветов. Сценарий театрализованной литературной гостинной «100-летию Александра Трифоновича Твардовского посвящается...» Время проведения: 19 июня 2010г., _________ Место проведения: зрительный зал МУ МО «Гвардейское городское поселение» ДК г.Гвардейска Аудитория: смешанная Организаторы: МУ МО «Гвардейское городское поселение» ДК г.Гвардейска МОУ СОШ №1 гор. Гвардейска МО «Гвардейский район» Калининградской области Музей истории и культуры Гвардейского района при МОУ ДОД ДЮЦ гор. Гвардейска МО «Гвардейский район» Оформление сцены: В правом дальнем углу сцены стоит плетень, перед ним лавка. Рядом с плетнем стоит держатель для гитары с гитарой. С двух сторон сцены два микрофона на стойках. Экран. Мультимедийный проектор. Ход мероприятия: Звучат песни военных лет. Музыка микшируется и плавно переходит на лейтмотив. К микрофону подходит ведущий, читает под музыку Ведущий 1: На дне моей жизни, на самом донышке Захочется мне посидеть на солнышке, На теплом пенушке. И чтобы листва красовалась палая В наклонных лучах недалекого вечера. И пусть оно так, что морока немалая - Твой век целиком, да об этом уж нечего. Я думу свою без помехи подслушаю, Черту подведу стариковскою палочкой: Нет, все-таки нет, ничего, что по случаю Я здесь побывал и отметился галочкой Ведущий 1: 21 июня 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося поэта советской эпохи, лауреата Государственных и Ленинских премий, участника Великой Отечественной войны, автора знаменитой поэмы о войне «Василий Теркин», писателя, критика, редактора «Нового мира» крупнейшего литературного и общественного деятеля. Сегодня в нашей литературной гостиной присутствует много замечательных людей, которые неравнодушны к творчеству А.Т. Твардовского, не равнодушны к нашему городу. Сегодня здесь прозвучат замечательные слова и стихи, наполненные свободой и юмором, правдивостью и удалью. Разрешите представить мне юную участницу Екатерину Кривошеину ученицу школы №1,экскурсовода Музея истории и культуры Гвардейского района при МОУ ДОД ДЮЦ гор. Гвардейска, которая благодаря руководителя музея Мичеевой Анны Михайловны в этом году стала лауреатом областного конкурса экскурсоводов, представив музейную экспозицию «Твардовский в Тапиау» Вместе с рассказом ведущего на экране демонстрируется презентация «Твардовский в Тапиау» Звучит лейтмотив Под музыку. Ведущий 2: 1 Все, конечно, знают Твардовского по его прекрасным, пронзительным стихам и по поэмам, которые покоряют своей человечностью, душевностью и мудростью, хотя внешне они просты и доступны. “Вот стихи, а все понятно, все на русском языке” — так он сам очень точно сказал о своей поэзии. 21 июня исполнится 100 лет Александру Трифоновичу Твардовскому, который имеет непосредственное отношение к нашему городу. Его именем названа одна из улиц Гвардейска. 2 Здесь Александр Трифонович услышал весть об окончании войны и под впечатлением этого события написал последнюю главу “Василия Тёркина”. 3 Происходило это в доме, на котором уже более 20 лет висит мемориальная табличка. 4 На фотографии мы видим фотокорреспондента «Красноармейской правды» Владимира Вдовина, художника газеты Ореста Верейского, писателя Александра Твардовского, художника Виталия Горяева. Что-то рассказывает Владимир Вдовин. Что-то, по-видимому, и серьезное, и веселое... Потому что мы видим, как внимательно и даже с некоторым удивлением слушает Твардовский, и как смеются Верейский и Горяев. На обороте фотографии чьей-то рукой написано: «За победу! 9 мая 1945 г. Под Кенигсбергом». Снято в первый послевоенный день, которому навеки суждено было стать великим днем нашей истории—Днем Победы. 5 “С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной, не шутя, Василий Теркин, подружились мы с тобой”. Эти слова из последней главы “Василия Теркина”, которую Александр Твардовский написал словно бы на одном дыхании, в настроении на редкость духоподъемном, 9 мая 1945 года. 6 Когда он услышал о победе, то его охватило какое-то особое чувство; поскольку война кончена, то и он обязан кончить “свою войну”. Так он называл “Василия Теркина”. “Я мечтал о сущем чуде: чтоб от выдумки моей на войне живущим людям было, может быть, теплей”. 7. «В тяжкий для Родины час появился Василий Теркин, труженик-солдат, с горячим сердцем, с народной сметкой и хитрецом, мастер на все руки и мечтатель, влюбленный в свою родную землю, «святой и грешный русский чудо-человек»,— писал Е. Воробьев в 1944 году. В его непреклонной вере в победу, неиссякаемом юморе и неистощимой бодрости отразился характер русского солдата, дух народа-воина, ведущего святой и правый бой ради жизни на земле». Ведущий 1: Вся суть в одном-единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете - Живых и мертвых, - знаю только я. Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог, Передоверить. Даже Льву Толстому - Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. 8 Родился Александр Трифонович Твардовский в Смоленщине 21 июня 1910 года. 9 Отец был человеком грамотным и даже начитанным по-деревенски. Целые зимние вечера часто отдавались чтению вслух. Мать Александра Твардовского, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительна и чутка. 10 Стихи писать Александр Трифонович начал еще, не зная всех букв алфавита, не имея понятия о правилах стихосложения. С 14 лет он начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет. 11 Восемнадцатилетним парнем он приехал в Смоленск, поступил в Педагогический институт, затем перевёлся в Московский институт истории, философии и литературы. Видеоролик Ксении Симоновой «Ты всегда рядом 1945»( до кадра темная ночь) 12 Война застала семью Твардовского на даче под Звенигородом. 21 июня был день рождения Александра Трифоновича, ему исполнился 31 год. Дату скромно отметили в семейном кругу: он с женой и дочери, младшей из которых было пять месяцев, старшей — девять лет. А 22 июня Твардовский, как обычно, с раннего утра сидел за своим рабочим столом: планы на лето у него были большие. Нормальное течение дачной жизни семьи нарушила дочь Валентина, прибежав с деревенской улицы с известием о начале войны с Германией. 23 июня 1941 года Твардовский был прикомандирован к газете “Красная Армия”. 13 Продолжаются настойчивые поиски своего места на фронте, где его работа могла бы приносить действенную, результативную пользу. 14Автор пристально вглядывается в мир солдата — “внутренний и окольный”, стремясь рассказать не только 15 о том, как он воюет, но и что он при этом думает о самой войне, о жизни. Жизнелюбие, природный оптимизм, смекалка, готовность прийти на выручку, храбрость российского “труженика-солдата”, спасительное чувство юмора — эти и другие черты, взятые из “живой жизни”, подмеченные у реальных, конкретных людей, получили художественное осмысление в поэме. 16 В августе 1942 года в газете “Красноармейская правда” стали печататься главы поэмы “Василий Теркин”. После появления первых глав “Теркина” в “Красноармейской правде” Твардовский по письмам, 17 по встречам с бойцами понял, что задуманная книга нужна им, а герой близок. Инсценировка отрывка «Василий Теркин» «Онаграде» Звучит « Эх путь дорожка фронтовая»,читая под музыку. На сцену выходит Василий Теркин. - Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. На медаль. И то не к спеху. Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал На родную сторону. Буду ль жив еще? - Едва ли. Тут воюй, а не гадай. Но скажу насчет медали: Мне ее тогда подай. Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны: Дело самое простое - Человек пришел с войны. Вот пришел я с полустанка В свой родимый сельсовет. Я пришел, а тут гулянка. Голос из зала Нет гулянки? Ладно, нет. Музыки нет Я в другой колхоз и в третий - Вся округа на виду. Где-нибудь я в сельсовете На гулянку попаду. И, явившись на вечерку, Хоть не гордый человек, Я б не стал курить махорку, А достал бы я "Казбек". И сидел бы я, ребята, Там как раз, друзья мои, Где мальцом под лавку прятал Ноги босые свои. И дымил бы папиросой, Угощал бы всех вокруг. И на всякие вопросы Отвечал бы я не вдруг. Голос из зала - Как, мол, что? - Бывало всяко. Голос из зала - Трудно все же? - Как когда. Голос из зала - Много раз ходил в атаку? - Да, случалось иногда. Выходят три девчонки садятся на лавочку И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят, Садится на лавочку между девчонками Только слушали б девчонки, Как ремни на мне скрипят. И шутил бы я со всеми, Девочки встают медленно уходят остается только одна. Теркин подсаживается к ней ближе. И была б меж них одна... И медаль на это время Мне, друзья, вот так нужна! Вот сидишь ты на вечерке, И девчонка - самый цвет. Звучит фонограмма « Ой цветет калина» Девочка встает медленно уходит, перекидывая платочек на плечо. Теркин наблюдает. Подходит вперед. Говорит под музыку. . - Нет, - Нет. Нет, ребята. Что там орден. Не загадывая вдаль, Я ж сказал, что я не гордый, Я согласен на медаль. Уходит быстро вслед за девочкой. Музыка громче. Ведущий 2: В 1943 году Твардовский решил завершить «Книгу про бойца» И тут в адрес поэта пошла такая лавина писем с просьбой ни в коем случае не кончать “Теркина”, что поэт понял: этого делать действительно нельзя. Звучит лирическая музыка. Читаем под музыку. 18 Читая дневник Твардовского, который он вел на фронте, мы видим, что не менее важной опорой в тяжелые годы войны для поэта была жена, Мария Илларионовна, которая верила безгранично в его талант, оставаясь его постоянным, ревностным читателем и критиком. К микрофону подходит ведущий1 Всех, кого взяла война, Каждого солдата Проводила хоть одна Женщина когда-то... Не подарок, так белье Собрала, быть может, И что дольше без нее, То она дороже. И дороже этот час, Памятный, особый, Взгляд последний этих глаз, Что забудь, попробуй. Обойдись в пути большом, Глупой славы ради, Без любви, что видел в нем, В том прощальном взгляде. Он у каждого из нас Самый сокровенный И бесценный наш запас, Неприкосновенный. Он про всякий час, друзья, Бережно хранится. И с товарищем нельзя Этим поделиться, Потому — он мой, он весь — Мой, святой и скромный, У тебя он тоже есть, Ты подумай, вспомни. Всех, кого взяла война, Каждого солдата Проводила хоть одна Женщина когда-то... Звучит песня «Эхо любви». Юноша и девушка по разные стороны сцены Он в военной форме. Читают письма под музыку. Она: Дорогой мой! Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю. Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу! Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись. Она: Какое счастье получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять. Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть но обгоревшие леса. На изуродованные города, на убитых. Родная! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом! Она: Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе! Видеоролик песня Марк Бернес «Темная ночь». Звучит лирическая музыка. Читаем под музыку. Он: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет. Жди меня, и я вернусь, Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет:- Повезло.- Не понять не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня. Как я выжил, будем знать Только мы с тобой,- Просто ты умела ждать, Как никто другой. Звучит Вальс. Читает под музыку. Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой вальс, под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате. Музыка обрывается Скорей бы кончилась проклятая война. Ясноглазая темная ночь, Если можешь, ты мне помоги! Мне невмочь, понимаешь, невмочь Одинокие слышать шаги! Видеть свет в запоздалом окне И бессониц чернеющий круг, Знать, что юной солдатской жене Ад сраженья представили вдруг... Пусть скорей возвратится домой Тот, кого не отчаялись ждать, Пусть плывет в колыбели земной, Сном утешена, горькая мать. И чтоб каждой солдатской жене И сейчас, и во все времена Даже в кратком, нечаянном сне Никогда не являлась война! Он и Она уходят по звуки Вальса в разные стороны. Коцертный номер:___________________________ Звучит лейтмотив Под музыку. Ведущий 2: 19 И вот война кончилась. Первый день победы. Салютовали Победе в Восточной Пруссии, в городке Тапиау, который праздновал Победу, как умел, гремел самодеятельный салют из всех видов стрелкового оружия и даже из пулеметов — разнокалиберная, разноголосая симфония. 20 “Красноармейская правда” тоже попала в водоворот вселенской радости. 21 Стоя на крыльце уцелевшего дома, где ночевали сотрудники редакции, Александр Твардовский вместе со всеми участвовал в салюте, оглушившем Тапиау. 22 В 80-е годы редактор Гвардейской местной газеты “Наша жизнь” Эдуард Лифшиц занялся поисковой работой дома, где в Тапиау находилась редакция газеты “Красноармейская правда”. Художник Орест Верейский пишет ему в ответ: “Я постараюсь объяснить, где мы жили в Тапиау. 23 Домик с небольшим палисадником перед входом и фруктовым садом с задней стороны, куда выходило большое окно. На первом и втором этажах были две квартиры. Твардовский жил наверху, в мезонине над вторым этажом. 24 Над ступеньками подъезда был бетонный навес (козырек). Но самым счастливым, связанным с Тапиау событием, по словам О. Верейского, было ожидаемое столько лет сообщение о Великой Победе. 25 Благодаря этой переписке Эдуарда Лифшица, мы теперь знаем, в каком доме располагалась редакция газеты “Красноармейская правда”. 26 Мы гордимся тем, что именно с нашим городом связано имя Александра Трифоновича Твардовского, 27 и что в нашем музее есть экспозиция, посвященная ему. 28 Актив музея во время поездки «Поезд Памяти 2010» посетили Смоленск и сделали снимок у памятника А. Т. Твардовскому и его герою Василию Теркину, который был открыт в 1995 году. Коцертный номер:___________________________ Звучит лейтмотив Под музыку. Ведущий 1: В этот юбилейный год сошлось несколько значительных дат: 100 лет со дня рождения А.Т.Твардовского, 65 лет Великой Победы, 65 лет со дня завершения знаменитой «Книги про бойца». Ведущий 2: День Победы на протяжении всех послевоенных лет остается нашей общей национальной радостью и гордостью Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей. Ведущий 1: Александр Трифонович Твардовский, первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими, той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл. «Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, «кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?». До конца дней Александр Трифонович пронес чувство морального долга тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны, перед теми кто погиб. Он писал: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь,- Речь не о том, но все же, все же, все же... Видеоролик Ксении Симоновой «Ты всегда рядом 1945» (С кадра налет) Коцертный номер:___________________________ Ведущий 1: Звучит лейтмотив Под музыку. Все участники собираются на сцене возле ведущего О многом можно написать, Но лишь о главном хочется Нам в жизни много не понять И много сделать не получиться: Суметь себя простить и близких, Любить ,дружить и ненавидеть, Увидеть всех больших и низких, Стараться слабых не обидеть. Суметь любовь свою найти, И друга близкого по жизни, Пол мира сразу обойти И к счастью на мгновенье ближе. И песнь души суметь исполнить, Большую радость подарить, И каждый миг, красой наполнить, Оставить след, мир покорить! Встать по среди, там где красиво И громко-громко закричать “Большое Господи СПАСИБО!” Что жизнь сумел мне дать! | |
|
Всего комментариев: 0 | |